Последние новости

Божьи коровки летают высоко

23.09.2012
Божьи коровки летают высоко
Всего за четыре года дизайнер Наталья Новикова сумела заявить о себе в профессиональном сообществе и на рынке. Она открыла два собственных магазина, наладила производство в Москве, нашла байеров не только в Москве, но и в регионах нашей необъятной страны. И все это было достигнуто без финансовой помощи спонсоров, советов коммерческого директора, исследований маркетологов, фантазии известных рекламщиков и прочих ухищрений. Вероятно, наши уважаемые читатели не поверят мне, если я скажу, что Наталья – по образованию педагог младших классов, увлекшийся однажды батиком и историей костюма

FR#15, апрель 2011

К идее создания собственной марки ее привела самая банальная причина – нужда в заработке. Желание самовыразиться не было первопричиной. Просто зарабатывать не творчеством она не умела и не хотела. Когда Наталья начала расписывать акриловыми красками одежду и продавать ее на Арбате прямо с рук, она отнюдь не считала это чем-то зазорным и просто получала удовольствие, слушая восторги прохожих и обретая покупателей. Одежда, украшенная цветочными рисунками, изображениями котов, домиков, цветов, действительно пользовалась популярностью, и тогда Наталья решила, что пришла пора шить одежду под собственные росписи самостоятельно.

Постепенно были выработаны стилистические и технологические элементы одежды под собственной маркой. В качестве «холста» был выбран трикотаж турецкого производства разных цветов. Турецкий – потому что он, как оказалось, отличается более высоким качеством, чем итальянский: не скатывается после первой стирки, отлично подходит для акриловой гладкой и объемной росписи. Яркие цвета – потому что одежда должна вызывать позитивные эмоции у окружающих, заряжать бодростью духа и раскрепощать владельца наряда. Но роспись была и остается «душой» вещей под маркой Натальи Новиковой. Поэтому она неизменно выполняется вручную, как и другие элементы отделки – вязка или вышивка, если они используются при изготовлении изделия. И еще один конек одежды Новиковой – это безупречная посадка на фигуры российских женщин и крой, который подчеркивает достоинства и скрывает недостатки. В итоге получаются «вещи, создающие настроение». Так говорит сама Наталья о своих творениях: салатовая туника, ярко-красное платье с белым цветком, комбинезон королевского синего цвета с корабликом на спине, алое платье с пляшущей кошкой, насыщенно-зеленый топик для беременных с усатым существом и надписью «Kinder Сюрприз», воздушное платье с рисунком подсолнуха.

Что бы ни говорили измерители потребительских предпочтений, на практике оказывается, что русским в доску женщинам от Калининграда до Хабаровска нужна именно такая «задорная» одежда, а не монохромные модные изыски, которыми пестрят глянцевые журналы. «Мода как fashion для моих покупательниц не имеет значения, они хотят одеться для себя, для радости, – описывает Наталья психологический портрет своей целевой аудитории. – Это люди с чувством юмора и позитивным взглядом на мир. Им может быть сколько угодно лет, и по профессии это могут быть самые разные люди, и артисты, и офисные работники».

В Москве у Натальи уже два монобренда – в торговом центре «Принц-Плаза» и на ул. Большая Дорогомиловская, и они прекрасно себя чувствуют. Кроме того, к Наталье приезжают сделать заказ около 80 байеров со всей России. Одни делают заказы еженедельно, другие – раз в месяц, третьи – раз в полгода. «Регионы стали очень хорошо работать, даже неизвестно, где продажи выше – в Москве или в других городах России», – делится дизайнер. Российское происхождение марки, вопреки всем стереотипам, отнюдь не смущает покупателей, а напротив, вызывает еще больше доверия к ней. Написанный кириллицей логотип и божьи коровки как символ радости только помогают наладить метафизический контакт с покупателем. «На мою одежду покупатели «подсаживаются», – рассказывает Наталья. – Купив у нас однажды вещь, они собирают в итоге целый гардероб из одежды нашей марки».

Еще одна причина народной любви к авторской марке заключается в том, что Наталья всегда старается максимально учесть вкусы покупателей со всех регионов. «Жители северных российских городов во главе с Санкт-Петербургом очень любят ретро-стилистику, – приводит она примеры. – На юге предпочитают одежду поярче и покороче. А вообще, чем дальше регион – тем больше востребованы вещи из прошлых коллекций. Например, в Москве мода на ткань «в горох» давно прошла, а на Дальнем Востоке через ДВА года стали просить отшить наши модели «в горошек», и мы тогда судорожно искали необходимую ткань.

У Натальи Новиковой своя маленькая фабрика в черте Москвы. Она считает, что управлять бизнесом можно издалека, только если относишься к нему как к средству получения денег: «Но тогда бизнес теряет душу и превращается в одно из многих безликих предприятий». Именно поэтому унылые ландшафты московской промзоны ничуть не сказываются на рабочем настроении производственного цеха, которым управляет Наталья. Стены в веселых росписях, на плите кипит чайник, закройщицы, швеи, художницы, гладильщицы заняты делом, каждый метр площади используется максимально, но не в ущерб общему уюту – одним словом, трудовая романтика в лучших своих проявлениях. Без бодрости и позитивного настроя нельзя – скучать и расслабляться просто некогда: покупатели всегда хотят нового, поэтому каждую неделю здесь создаются три новые модели. Гибкость – очевидный плюс малого бизнеса. «Мы легко избегаем появления остатков, которые вытягивают оборотные средства и мешают развиваться, постоянно экспериментируя и нащупывая спрос, – рассказывает Наталья. – Если модель не покупают, то больше не выпускаем, если людям нравится, начинаем развивать тему. Пробовали, например, выпускать одежду без росписи, оказалось, что покупатели без нее меня не воспринимают». Дизайнер объясняет это тем, что русскую одежду всегда отличало обилие узоров и рисунков, а не разнообразие форм».

Управлять бизнесом Наталье нравится ничуть не меньше, чем рисовать коллекции и заниматься росписями. «Это тоже очень творческий процесс», - говорит она.

Эффективность небольшого производства зависит от работы каждого сотрудника, поэтому нужно не только собрать команду профессионалов, но и добиться их слаженной и дружной работы. Для поддержания продуктивного коллективного духа иногда приходится идти на жесткие меры. «В кризис двоих сотрудников мне пришлось уволить из-за нарушения дисциплины, - рассказывает Наталья. - Если в маленьком коллективе появляются упаднические настроения или саботаж, они начинают передаваться по цепной реакции. В сложное время человек должен стать долее собранным, тогда на фоне общей паники можно принимать правильные решения, развиваться. И дисциплина - прежде всего. В результате эта мера только сплотила коллектив и позволила компании в кризис развиться. Когда продажи резко упали, и началась повсеместная паника, многие бизнесмены прощались с жизнью, не имея возможности покрыть свои долги, мне тоже было страшно, но сотрудники меня поддержали. Они сказали, что даже если сейчас не хватит денег с ними расплатиться, они готовы поработать бесплатно! В итоге, мы просто немного урезали зарплаты, чтобы никого не потерять».

Когда Наталья только начинала расписывать одежду, она не могла даже представить, во что выльется ее увлечение. «Знаний периодически не хватает, и я постоянно учусь: читаю специальные рассылки, хожу на тренинги по управлению бизнесом и сразу же применяю полученные знания на практике», - рассказывает она. Точно также и творчество не должно идти в разрез с жизнью. «Люди должны понимать одежду, которую им предлагает дизайнер и знать, как ее носить, - считает Наталья Новикова. - Поэтому любому дизайнеру нужно быть ближе к народу, чтобы суметь сделать марку популярной и развить свой бизнес».

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры