Последние новости

Cara&Co: мода на культуру

21.01.2009
Cara&Co: мода на культуру

Cara&Co - это не бутик, не магазин и не универмаг. Это - concept store, где взаимодействуют интеллектуальная мода, искусство, дизайн и музыка. Он был открыт 5 апреля 2007 года в московском Центре современного искусства ВИНЗАВОД. Единство места, времени и действия привело к тому, что Cara&Co стал явлением не только в индустрии моды, но и в культуре. О категориях прекрасного и коммерческого, о марках, которые можно найти в шоу-руме, и особенностях российского fashion-бизнеса мы разговаривали с владелицей Cara&Co Розой Каменев и креативным директором магазина Алексеем Олешовым

FR#6, январь 2009


- Первый год работы Cara&Co показал, что ценителей интеллектуальной моды немало не только в Москве, но и во всем мире - по версии британского журнала Observer, воскресного приложения Guardian, ваш магазин вошел в TOP10 лучших бутиков мира. Как вы выбирали время для открытия бизнеса?
Алексей: Очень тщательно выбирали. Почему мы открылись, к примеру, не пять лет, а полтора года назад, 5 апреля 2007 года в Центре современного искусства ВИНЗАВОД? Потому что пять лет назад покупатель был не готов к нашему концепту. У нас люди совсем недавно получили доступ к моде и почти сразу же попали под влияние брендов. Много, охотно и с удовольствием все покупали раскрученные марки, которые очень быстро превратились в машины для зарабатывания денег. В определенный момент людям это надоело, и постепенно наши соотечественники начали летать в Париж и Лондон, чтобы найти менее известные, но интересные имена.
И как только мы поняли, что эта аудитория увеличилась настолько, что можно открыть хотя бы один магазин, мы решили это сделать. Я предложил Розе концепт, она внесла свои идеи. Естественно, было еще много знакомств, много работы. Так, за шаг за шагом, постепенно, все, как карточный домик, сложилось в единое целое. И что важно - этот карточный домик был крепко склеен.

- Из чего же состоял клей?

Алексей: Прежде всего энтузиазм. Второе – исследовательская база. Мы собственными силами провели исследование российского рынка с той степенью точности и достоверности, с какой в принципе это было возможно: какому количеству людей наскучили бренды и сколько из них готовы к восприятию новых марок, сколько любят современное искусство, какое количество потенциальных покупателей готово отказаться от поездок за покупками в Европу и сколько денег они готовы потратить здесь.
- Как же вы определили концепцию своего бизнеса в результате исследования?
Алексей: Мы представляем здесь все, что нужно для пяти органов чувств. Осязание – это наши вещи. Обоняние – это наша косметика и парфюмерия. Зрение – это наши вещи и книги. Слух – это наша музыка. Вкус – это наше кафе. И Вкус с большой буквы.
- А что у вас для интуиции?

Алексей: Для интуиции – опять же наши вещи. Лучшие вещи для себя человек выбирает, следуя интуиции.

-У вас есть марки из Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Франции. Каким образом они сосуществуют?

Алексей: Они все соответствуют нашей философии. Если какие-то марки из других стран будут отвечать ей, то мы и их возьмем.

Роза: В следующем году у нас будет еще два израильских бренда. И мы собираемся в Аргентину. Мне кажется, там должно быть что-то интересное, я чувствую, оно там уже зреет.
- Получается, что ваше портфолио марок собрано по принципу диалога культур.
Алексей: Можно сказать и так. В диалоге рождается что-то новое – это хорошо. Именно поэтому мы начали работу с Акирой Исогава (Akira Isogawa), потому что это уникальный человек. Японец, живущий в Австралии, - это практически параллельные миры. Австралия - очень свободная страна с точки зрения этических канонов – в отличие от Японии. И Акире было очень тяжело привыкать, но он смог это сделать. В итоге в его творчестве появились совершенно неяпонские мотивы. Остались японские принты, но техника стала совершенно другой. Он тиран и деспот на работе, но он дизайнер от Бога. Человек в его вещах чувствует себя не конечным продуктом рынка, а личностью, которая смогла раскрыть себя через одежду.

- Значит ли это, что ваша конечная цель – вернуть человечность в моду?
Алексей: Да. Конечно, помимо культурной составляющей мы еще и зарабатываем деньги. Просто нужно делать это красиво. Не наступать на горло индивидуальности. Не всучивать людям тенденции, после чего они превращаются в стадо, а помогать им найти себя.

- Ваш проект существует полтора года. Как вам работается в России?
Алексей: Здесь специфика работы кардинально отличается от европейской, в российском менталитете осталось еще много восточных атавизмов: люди постоянно ждут каких-то действий со стороны магазина…

Роза: …чинопоклонения много…

Алексей: …ждут подарков, ждут скидок, ждут распродаж. В порядке вещей попросить скидку в 30%, не поинтересовавшись тем, что наша наценка – минимальна. Как в Европе. Мы взяли за основу работы западный стиль управления и формирования цены.
- А в чем это выражается?

Алексей: Обычно продавцы делают большую наценку, чтобы потом сделать большую скидку. А это просто игра с покупателем, причем манипулятивная. Мы так работать не хотим. У нас цена дороже европейской на 20% за счет таможенных расходов, не больше.
Роза: Конечно, покупателю, наверное, приятно видеть скидку в 70%, но надо же своим умом понимать, что в модном бизнесе максимально возможная реальная скидка – это 30%.
Алексей: За людей обидно, потому что они себя обманывают. Это же банальная маркетинговая задача: поднять цену повыше и опустить пониже. Вам хочется быть обманутой? Мне нет.
- То есть этическая сторона бизнеса тоже важна?

Роза: Невероятно важна. Надо быть самим собой, надо быть порядочным. Как я говорю, надо спать со своей собакой. Я росла в семье цивилизованных полукоммунистов, они украсть вообще ничего не могли. Когда я сказала, что буду открывать магазин, они сразу же встали на дыбы: «В нашей семье торгашей нет». А для меня «торгаш» – это понятие из советской жизни, когда, к примеру, весы настраивают, чтобы обманывать людей, и очень далекое от того, чем я хотела заниматься и чем занимаюсь сейчас.
Алексей: Может быть, потому, что раньше все строилось на утаивании, на обмане, люди все еще не могут воспринимать профессию продавца как уважаемую, какой она была и остается в Европе. Там люди работают в магазине до старости лет. У нас продавец – это непрестижно, все пытаются перерасти этот статус. Я надеюсь, что это отношение изменится.
- Может быть, мы просто еще не доросли. У нас продажи еще не стали консультациями…
Роза: На самом деле уже стали. И мы обожаем одевать людей. Вы знаете, даже денежный итог, «звон кассового аппарата» не так важны по сравнению с тем, как люди преображаются, меняя гардероб. Хотя, конечно, убедить наших женщин одеваться смело и раскрепощенно – это очень сложно, они очень зажаты.
Алексей: И все же у нас есть люди, которые готовы раскрыться, расширить свою зону комфорта.

- А вы сами цените комфорт?

Роза: Что такое комфорт? Это чистая квартира. Самолет первого класса. Возможность не задумываться так страшно о деньгах. Друзья вокруг. Зона комфорта – это там, где тебе уютно. В одежде, как мне кажется, единственная некомфортная зона для человека – это его тело.

Алексей: На самом деле начинать надо с души. Все зависит от того, как ты у себя в голове кубики расставишь. Именно от их расстановки зависит, почему, где и как ты чувствуешь комфорт или дискомфорт. И только потом уже обрастаешь деталями: мысли, одежда, друзья… В человеке все должно быть прекрасно и комфортно.
Роза: Парадоксально, но зона комфорта увеличивается с возрастом. Человек стареет, и казалось бы, становится более некрасивым. Но он начинает себя больше понимать. Он как бы заключает перемирие с собой. Более зрелые женщины одеваются смелее молоденьких девушек. Я не имею в виду смелость как вульгарность, я говорю о смелости как о подходе к формам.

Алексей: И это опять же все зависит от восприятия, от миропонимания себя. Некоторые и в 15 лет считают себя бабушками.

- У них просто не было таких хороших консультантов, которые помогли бы им найти «изюминку»…
Роза: Хорошие консультанты – это те, которые продолжают монолог вашей души, они ничего не переделывают, они просто помогают вам открыть в себе что-то - то, что уже есть, но по разным причинам скрыто.

- А вы знаете, многие люди упираются и не хотят этого делать. Когда им говорят: «Просто прислушайся к себе, что ты сам хочешь?», они сразу ощетинивают все свои колючки. Человек просто не разрешает доступ к своему внутреннему «я».
Роза: Мне кажется, чем моложе человек, тем больше на него наложено требований и условностей - нужно замуж выйти, родить ребенка, посадить дерево, дом построить. На самом деле это действительно условности - общепринятые, но лишенные реальной ценности обычаи. И когда мы перестаем зависеть от них, перестаем жить по принципу «А что скажет мама?», тогда и начинается определенное творчество. Обычно борьба с родительским мнением идет лет до 30. Я, например, очень долго боролась с мнением родителей, считавших, что торгашей в семье не должно быть.
- Как же вы попали в сферу fashion-бизнеса?

Роза: Случайно. Знаете, есть такая книга «The Accidental tourist» Энн Тайлер. Это книга о человеке, который путешествовал, но туристом не был. Так и у меня, я была accidental shopper. На самом деле это была большая внутренняя любовь к моде. Fashion для меня – это искусство прежде всего. И мечта.

- Но в чистом искусстве изначальный посыл – выразить себя: все равно кому, все равно как, а в моде изначальна идея показать себя, желание понравиться, желание вызвать интерес к общению. Как же вы совмещаете эти понятия?
Роза: А чем отличается в вашем понимании картина, которая трогает ваше сердце, и очень красивая мебель ар-деко? Картина нефункциональна, вот и вся разница. Мода – это прикладное искусство. У меня от красивых платьев мурашки по коже бегут, а картины такого чувства не вызывают.

Алексей: С точки зрения дизайнера, мода – это искусство выразить себя. Человек, покупая небренды, тоже выражает себя: он же покупает их не потому, что это Dolce&Gabbana, а потому что вещь ему нравится. Искусство продавцов – в том, чтобы скомбинировать и выбрать одежду.

- Что обязательно должно быть в гардеробе уважающего себя человека?
Алексей: Сумки должны быть, которые ты любишь. Очки красивые. Красивая пижама, очень красивый халат. Мне кажется, от соприкосновения с хорошими вещами человек обретает состояние гармонии…

Роза: ...браслеты. Без них я вообще не живу…

Алексей …обязательно должны быть вещи для плохого настроения. Потому что когда настроение хорошее, надеть можно все, что угодно. А когда плохое – нужно надеть что-то…

Роза: …шарфы должны быть обязательно…

Алексей …нужно надеть что-то черное, обволакивающее, то, что помогает…
Роза: …духи, без духов я вообще не встану с кровати…
- Послушайте, как же вы работаете вместе? Вы же почти прямые противоположности.
Роза: Да, зато мы не наскучим друг другу.
Алексей: Если бы не было противоречий, не было бы развития.
Роза: Алексей намного терпимее меня. Без него я не могла бы руководить коллективом, я бы моментально сорвалась и помчалась бы с шашкой наголо. Он мне помогает тем, что заставляет задуматься.

С другой стороны, у нас очень разный взгляд на цвета. Это позволяет нам собрать разнообразные коллекции.

- Как вам удается найти баланс между работой и личной жизнью?
Роза: Я никак не разделяю их, у меня все вместе.
Алексей: А я разделяю. Это сложно, но нужно. Невозможно вариться постоянно в одном и том же, надо обязательно отдыхать, чтобы получать новые впечатления, чтобы делать что-то новое. Хотя, с другой стороны, у меня не было ни одного дня, когда бы я мог полностью отключиться от дел, не думая о том, что и как можно сделать лучше.
Роза: А это невозможно, у нас бизнес молодой. И пока это наше общее дитя нельзя оставить без присмотра.

- Как вы отдыхаете?

Роза: Я поняла, какой у меня самый любимый вид отдыха, когда была в Израиле: взять частного гида и ходить с ним, или просто бродить по улицам. Читать люблю.
Алексей: Сплю, читаю. Люблю природу, баню, охоту. Вообще, чем меньше людей вокруг, тем больше я отдыхаю. Хотя я люблю людей.

- Экономическая ситуация на вашей работе отражается?
Алексей: На магазине нет, мы еще достаточно молоды. У нас потенциальная клиентская база не охвачена полностью. Может быть, кто-то из постоянных клиентов и стал покупать меньше, но за счет появления новых клиентов у нас продажи растут.
Совсем недавно – 12 сентября – у нас открылся шоу-рум. Поэтому в следующем году мы много внимания будем уделять развитию дистрибуции. И хотя шоу-рум появился всего несколько месяцев назад, интерес к нашим маркам уже есть в Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Санкт-Петербурге.

- Все ли марки, представленные у вас, могут заказать клиенты шоу-рума?
Алексей: Мы в течение трех сезонов продавали группу брендов, отвечающих нашей концепции, анализировали динамику продаж и в итоге отобрали пять брендов, которые показали очень хорошие коммерческие показатели и которые мы решили вывести на дистрибуцию – это шесть более демократичных марок одежды и аксессуаров - бренды Sabatini, Metalicus, Nobody, Pratten, l’Atelier des Tuileries, Bitte Kai Rand. А наши иконы, такие как Akira, Junko Shimada, Tim Van Steenbergen - всегда будут только в магазине Cara&Co эксклюзивно. Коллекции, представленные в шоу-руме, будут на сезон опережать ассортимент магазина. Уже сейчас в шоу-руме можно делать предварительные заказы на коллекции сезона «Осень – Зима 2009/2010”. Все эти коллекции будут представлены и на нашем стенде на выставке CPM с 24 по 27 февраля.
- Цены в шоу-руме отличаются от цен производителей?
Алексей: В итоге нет, вернее, смотря, как и что считать. Если предприниматель из региона России захочет в Европе заказать те марки, которые представлены в нашем шоу-руме, он сделает это. Но кроме собственно заказа коллекции ему нужно будет застраховать поставку, обеспечить логистику, таможенное оформление, получить сертификаты, а также потратиться на перелет и проживание, не говоря о том, что нужно стать участником ВЭД. У нас в шоу-руме он получит ту же самую коллекцию фактически по тем же деньгам, только без головной боли, связанной с организацией поставок.
- Есть ли какие-то требования к потенциальным клиентам, желающим открыть Cara&Co в своем городе?
Алексей: Дело в том, что Cara&Co, как полноформатные концептуальные магазины, австралийская компания открывает только самостоятельно. А вот открыть магазин с брендами из нашего шоу-рума вполне возможно. Все требования оговариваются во время встреч в шоу-руме. Кстати, личное участие в переговорах и заказе коллекций тоже является одним из основных требований – мы принципиально не работаем через интернет по лук-букам. Если мы говорим о торговых помещениях, то желательно, чтобы магазин занимал помещение первого этажа в отдельно стоящем здании или в торговом центре премиум-класса, опять же на первом этаже. В торговом центре мы обязательно обращаем внимание на соседей по этажу.
- Есть ли какие-то требования к опыту работы?

Алексей: На самом деле нет. И если люди не занимались раньше розничной торговлей одеждой, то это, с одной стороны, даже хорошо, – иногда владельцам магазинов бывает сложно расставаться с уже наработанным ассортиментом, а мы настаиваем на том, чтобы концепция соответствовала нашим требованиям.
Если человек начинает магазин «с нуля», мы готовы его проконсультировать и по торговому оборудованию, и по выкладке, и по обучению продавцов, и по проектированию магазина. Мы собираем информацию о городе, проходимости в торговых центрах и магазинах, доходах населения и помогаем ему определиться с местом и ассортиментом.
- Но отсутствие опыта может быть большим риском.

Алексей: Естественно, мы стараемся обеспечить стабильность бизнеса – поэтому если у человека нет опыта работы в fashion-ретейле, то, соответственно, он не может принимать решения о смене ассортимента и должен достаточно строго следовать нашим правилам. С другой стороны, когда у человека нет опыта, у него, как правило, есть большое желание учиться, много энтузиазма – и часто из этого получается что-то дельное.

Беседовала Галина Кузнецова

Для справки

ФилософияСara&Co – No Logos Fashion Only. Концептуальный магазин разделен на несколько зон. Пространство Fashion. Интеллектуальная мода класса luxe. Коллекции одежды и аксессуаров австралийских, новозеландских, датских, британских, французских, бельгийских дизайнеров, чьи отличительные черты - смелость мысли, уникальность кроя и безукоризненность качества.
Пространство Life-style и Books&Magazines. Книжные «гурманы» найдут здесь редкие альбомы и книги по истории моды издательства Assouline и кулинарные «библии» Murdoch Books. Эстеты обнаружат косметику, ароматические свечи, масла и кремы, которые не отыщешь больше нигде. Дизайнеры - предметы интерьера, которые способны одним штрихом создать стиль квартиры современного жителя мегаполиса.
Пространство Vintage. Уникальные платья Chanel и Lanvin из коллекций 1960-х годов, творения Andre Courreges, Yves Saint Laurent и Paco Rabanne.
Пространство Break. Пространство для проведения художественных и фотовыставок - и просто место, где можно выпить кофе, проверить электронную почту, подумать о жизни и, возможно, создать какой-нибудь шедевр.

Рейтинг

Наши партнеры