Последние новости

Дальневосточная сага

23.09.2012
Дальневосточная сага
Из окон московских офисов Дальний Восток кажется недосягаемой, модой забытой отдельной страной. Однако там, прямо сейчас с чистого листа пишется драматичная история рынка дизайнерской одежды. Елена Морозкина, владелица мультибрендового интернет-бутика www.showroomdv.ru в Хабаровске без прикрас рассказала FR, через какие тернии приходится пробираться ретейлеру, продвигая дизайнерскую одежду в массы

FR#21, сентябрь 2012

Из дизайна – в ретейл

Прежде чем заняться продажей дизайнерской одежды, Елена Морозкина сама хотела стать дизайнером. С отличием окончила техникум легкой промышленности, потом университет, и даже защитила кандидатскую диссертацию. В студенческий период участвовала и побеждала на многих региональных конкурсах молодых дизайнеров одежды. В частности, из рук Вячеслава Зайцева получила Гран-при и приз «Золотая игла» на конкурсе в г. Комсомольске-на-Амуре.

Думала открыть собственный Дом мод, но поняла, что в Хабаровске и в целом на Дальнем Востоке, это нерентабельное предприятие. «Я вращалась в сфере дизайнеров, видела их и в зените славы, и при закрывающихся авторских ателье. Опыт коллег показал, что Хабаровск очень консервативен и у нас нет такого числа клиентов, которые обеспечили бы Модному дому успешную и устойчивую жизнеспособность». Для справки – ­ население Хабаровска составляет 650 тыс. человек, средняя зарплата – 20-25 тыс. рублей.

Но равнодушнее к дизайну одежды и проблемам тех, для кого творчество – источник вдохновения и смысл жизни, побуждали Елену к дальнейшему действиям. Уже больше года на страницах хабаровского журнала «Главный Город» она ведет рубрику showroom, в которой рассказывает о дизайнерах Дальнего Востока. «Сначала я писала просто о моде, – рассказывает Елена, – потом стала представлять личности. Мне хотелось поддержать начинающих модельеров на этом тернистом пути. Ведь, чтобы стать успешным в fashion индустрии мало быть только талантливым».

Спустя еще какое-то время от слов Елена перешла к действию. 1 октября прошлого года она открыла интернет-магазин www.showroomdv.ru, где стала продавать одежду дальневосточных дизайнеров. Замысел прост: если один в дальневосточном поле – не воин, то необходимо объединить усилия.

Дальневосточная солянка

Пока проект, по словам Елены, представляет собой скорее онлайн-ярмарку. На сайте представлена разная по стилю и цене одежда, адресованная разным аудиториям покупателей. Пока нет четкой ассортиментной политики. Елена объяснила ситуацию: «Дизайнеров мы не выбирали, потому что выбирать особо не из чего. В нашем регионе мало высших учебных заведений, выпускающих специалистов по дизайну одежды. Из существующих, могу назвать Амурский государственный университет в Благовещенске и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, что лидируют по выпуску креативных модельеров. В самом Хабаровске есть только технологический колледж, которого, несомненно, недостаточно для формирования профессиональной среды. Большинство выпускников колледжа не продолжают обучение по специальности. Это подтверждают их выпускники, когда я предлагаю им сотрудничество с интернет-магазином».

На сайте в настоящее время выставлены работы 15 дизайнеров, как молодых, так и уже успевших зарекомендовать себя. Цены на молодежную одежду в онлайн-бутике www.showroomdv.ru варьируются от 1500-3000 рублей, стоимость одежды для зрелых женщин от 10 000 руб. «Я как владелец любого магазина делаю наценку величиной 30-40%, которая покрывает затраты на содержание сайта и оплату работы контент-менеджера», – уточнила Елена. За год существования интернет-магазина было продано около 100 изделий, в том числе аксессуары и бижутерия ручной работы.

«Со временем мы планируем выйти на реальные продажи в ТЦ, – поделилась Елена. – Уже планировали арендовать торговое помещение в ТЦ, но арендная плата около 5000 рублей кв. м/мес нас остановила. Пока не рискнули».

Курс на диверсификацию

На продаже коллекций дальневосточных дизайнеров деятельность Елены не замыкается. «Мой муж – предприниматель с 30-летним стажем, говорит, что бизнес должен развиваться многопрофильно. Если одно направление снижает доходность, то другое его подстраховывает, а также частично снижаются издержки, – рассказывает Елена Морозкина. – Мы максимально задействовали все имеющиеся ресурсы и сейчас ведем деятельность по множеству направлений, но все они по отдельности финансово малоэффективны.

Так, собрав все имеющиеся в наличии машины (стачивающие, оверлог, коверлок и проч.) и кое-что докупив, мы стали предлагать услугу индивидуального и корпоративного пошива. Уже отшили партию промокостюмов для крупной дальневосточной сети супермаркетов, серию футболок с авторским принтом и недавно получили заказ на пошив одежды для ночного клуба. А для клиентов индивидуального пошива, мы, помимо изготовления самого ансамбля, всегда дарим дизайнерское украшение ручной работы из остатков ткани. Чем доставляем заказчикам немалое удовольствие и, соответственно, гарантировано обеспечиваем себя новым заказом.

Заключив партнерские отношения с модельным агентством Best, со студией визажа Светланы Иванниковой и фотографами, каждый месяц мы проводим Fashion Time - мероприятие, направленное на продвижение и продажу авторских коллекций. Мы обратились к зарубежному опыту продаж в формате Pop-up-Shop (в дословном переводе «внезапно возникшие»), который популярен в Италии, Германии, Франции. Кратковременный магазин – чрезвычайно мощный стимулятор продаж, заставляющий покупателя мыслить категориями «сейчас или никогда», «только здесь и только сейчас», «действуй немедленно!». Временность магазинов ставит покупателя перед выбором – или бери, или забудь, завтра этого уже не будет». Чаще всего Fashion Time проходит в ресторанах. Предшествующая мероприятию реклама собирает потенциальных покупателей в определенный день и час, с предварительным заказом столиков.

«Мы открыли Школу молодого модельера, - продолжает Елена. – Обучение фактически индивидуальное, так как в группе не более 5 человек. Курс длится 9 месяцев, занятия проходят 2 раза в неделю. Стоимость обучения составляет 4,5 тыс. руб. в месяц. Большинство наших учеников шьют изделия для себя, но одна из учениц делает коллекцию, с которой потом планирует участвовать в региональных и, возможно, российских конкурсах. Преподавателей у нас много, поскольку много дисциплин. Их работу мы оплачиваем по тарифу 500 руб. в час.

Есть также «Школа молодого имиджмейкера», детская школа дизайна «Мой маленький кутюрье», отдельные курсы и мастер-классы. Говорить о серьезных доходах пока рано – любой бизнес поначалу идет в минус, и, слава богу, если он через полгода выйдет в ноль. Мы пытаемся максимально снижать издержки и затраты. Например, услуги бухгалтера я не оплачиваю, потому что она работает в компании мужа и частично ведет и мою бухгалтерию». В общем, на войне все средства хороши. Тем более что за финансовой поддержкой обращаться особо некуда. В Хабаровске есть фонд поддержки малого предпринимательства, где можно получить грант размером в 600 тыс. рублей, но вряд ли эти деньги позволят продвинуть бизнес. Больше уйдет времени и сил на оформление документов.

Но Елена с оптимизмом смотрит в будущее: «Работать надо в удовольствие. А если это не так, грош - цена твоему конечному продукту. Например, если салон красоты открывает человек, который никогда сам не был косметологом или парикмахером, то рано или поздно он закроется. Сейчас у меня достаточно сложный период. Так получилось, что рождение второго ребенка и моего бизнеса совпали. Естественно, я физически не могу уделять должного внимания развитию своего дела сейчас. Остро стоит кадровый вопрос. А самым сложным в работе первого года было, пожалуй, общение с дизайнерами. Не всегда было нужное взаимодействие, поддержка. И это несмотря на то, что интернет-площадка предоставлялась для желающих бесплатно. Необоснованная настороженность и недоверие некоторых стали для меня неприятным откровением. Но в целом, проект состоялся и непрерывно развивается. Что-то со временем «уйдет», что-то обновится. Появление на страницах сайта новых модельеров и коллекций наглядное тому подтверждение».

К рассказу Елены можно отнестись по-разному. Но стоит заметить, что подобные романтичные истории, когда сильная личность бросает вызов обстоятельствам и мужественно следует избранному пути, несмотря на многочисленные препятствия, когда-то разворачивались в Москве, ныне пресыщенной дизайнерскими предложениями. Помнится, ситуацию изменили именно такие люди, энергичные, предприимчивые и бесстрашные. Поэтому такие проекты, как www.showroomdv.ru, радуют одним только своим существованием. Это значит, рынок дизайнерской одежды развиваться будет. Во всей России и даже на Дальнем Востоке.

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры