Последние новости

Столичный размах уральского города

30.09.2012
Столичный размах уральского города
Екатеринбург – очень заметный город на карте России. Четвертый по численности населения, но первый по количеству торговых площадей и товарообороту, он обладает перспективным рынком готовой одежды, особенно в сегменте премиум. И это далеко не все его интересные особенности

Город нескольких столиц

«Столица Урала» – емкое и оправданное звание Екатеринбурга, города, основанного на восточном склоне Уральских гор, на границе между Европой и Азией. Задуманный в петровские времена как «столица горного царства», Екатеринбург всегда был и остается важнейшим индустриальным и транспортным узлом России. Он построен недалеко от реки Чусовая, которая соединяет Урал с Камой и Волгой – важнейшими водными артериями страны, и стоит на развилке дорог на Тюмень и Челябинск, являющихся частью Транссибирской магистрали. Место для закладки города было выбрано соответственно его индустриальному значению – богатое лесом и рудой и близкое ко всем основным горным заводам, строительство которых в 1723 году планировалось на этих землях.

Промышленность Свердловской области, административным центром которой является Екатеринбург, представлена в основном машино- и приборостроением, металлургией, производством химических материалов. Среди крупных и значимых для страны индустриальных предприятий на слуху остаются заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралвагонзавод», «Уральский алюминиевый завод». Однако Екатеринбург, прозванный в петровское время «опорным краем державы», имеет не только большое индустриальное, но также историческое и культурное значение для страны. На карте советской России этот город отмечен кровавым преступлением большевиков: именно здесь провела свои последние дни и была расстреляна семья Романовых. В честь санкционировавшего цареубийство «черного демона русской революции» Екатеринбург в 1924 году был переименован в Свердловск, но он же одним из первых после развала СССР вернул себе историческое название. И тут кстати будет отметить, что в Екатеринбурге провел юность и начал свою политическую карьеру первый президент Российской Федерации Борис Ельцин.

В культурной жизни страны Екатеринбург оставил музыкальный след: из Свердловского рок-клуба на советскую, а позже и российскую сцену вышли группы «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Настя», «Смысловые галлюцинации», «Чичерина» и десяток других исполнителей. Благодаря их вкладу в русскую музыку Екатеринбург получил еще одно лестное для себя звание – «столица русского рока». Город имеет также большое научное значение для региона, являясь резиденцией Уральского центра Российской академии наук, 114 научно-исследовательских организаций, а также более 32 вузов, из которых, согласно статистике, выпускаются одни из самых квалифицированных специалистов России.

Будучи административным центром Свердловской области и Уральского федерального округа и обладателем самого маленького в мире метро, Екатеринбург претендует на звание «третьей столицы России», и не только на основании своего культурного и экономического значения. По количеству жителей город занимает четвертое место в стране: в январе 2012 года численность населения составляла 1 млн 386,5 тыс. человек, причем от остальных миллионников Екатеринбург отличается самой низкой смертностью и повышенной рождаемостью. Город опережает другие крупные города и по официальному среднемесячному уровню зарплат, который в 2011 году составил 29 544 руб. (для сравнения, тот же показатель в Новосибирске не превысил 25 937 руб.). Представители оптовой и розничной торговли в среднем зарабатывают чуть более 19 000 рублей в месяц, но наиболее привлекательными по зарплате отраслями являются финансовая деятельность, производство и распределение ресурсов, транспорт и связь, а также добыча полезных ископаемых. Средний размер ежемесячной пенсии в столице Урала в начале 2012 года достиг уровня 9 504 руб., а прожиточный минимум в расчете на душу населения был определен в размере 6 561 руб./мес., из которых 2 632 рубля приходится на продуктовую корзину. Однако стоит помнить, что данные показатели имеют официальный характер и необходимы только для расчетов социальной помощи тем, кто в ней нуждается. Так что на самом деле екатеринбуржцам не приходится питаться на столь скромные суммы, и на еду они тратят столько же, сколько на непродовольственные товары, – немногим более 30% своего дохода. Закрывая продовольственную тему, хочется отметить, что по количеству потребления майонеза на душу населения Екатеринбург вошел в книгу рекордов Гиннеса.

Лидер по товарообороту и торговым площадям

В 2009 году Екатеринбург занял первое место в рейтинге РБК «Самые привлекательные для бизнеса города России», в следующем стал третьим из 30 лучших российских городов для бизнеса по мнению Forbes. Правда, в 2012 году Екатеринбург в том же списке спустился на шестое место из-за отдельных раскрытых случаев крупного взяточничества, а также из-за не особо выдающихся показателей: доступность финансовых ресурсов оценена в скромные 0,26 пунктов, а уровень административных барьеров – в 0,85 пунктов (бюрократичнее только Сочи, Краснодар и Астрахань). Однако правительство Екатеринбурга активно работает над повышением его инвестиционной привлекательности, занимаясь строительством крупных объектов недвижимости, таких как комплекс «Екатеринбург-Сити», и продвигая город в качестве площадки для международных мероприятий. В данный момент обсуждается возможность проведения в столице Урала финала Чемпионата по программированию – 2016 и Всемирной универсальной выставки «Экспо-2020», которые помогут привлечь инвестиции в городской бюджет.

Какой бы вердикт ни выносили Екатеринбургу различные рейтинги, город остается финансовым и торговым центром Урала. В нем сосредоточены офисы транснациональных компаний, представительства зарубежных фирм, множество федеральных и региональных финансово-кредитных организаций, а по количеству иностранных консульств и дипломатов Екатеринбург занимает третье место в России. Деловая обстановка города способствует торговле: Екатеринбург лидирует среди других российских городов-миллионников по розничному товарообороту (275 млрд рублей в начале июля 2012 года) и по обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей, причем за последние три года эти показатели выросли в 3,5 раза.

На территории города действуют 26 торговых центров, и до 2020 года к постройке планируются еще 20. На сегодняшний день крупнейшими торговыми площадками Екатеринбурга являются «МЕГА» (в комплексе с IKEA, «Ашаном», OBI), METRO Cash & Carry, торговые центры «КомсоМолл», «Алатырь», «Екатерининский», «Успенский», ЦУМ, торгово-развлекательные центры «Парк Хаус», «Гринвич», «Карнавал» и «Мегаполис». По данным компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, сегодня на тысячу екатеринбуржцев приходится более 1100 кв. м торговых площадей, из них 350 кв. м – качественных. Совокупный объем торговых площадей составляет около 1,4 млн кв. м, а уровень вакантных площадей в среднем по городу не превышает 3-5%, но может достигать 15% в отдельных не очень успешных торговых объектах. Средние арендные ставки по рынку в 2011 году выросли на 10-12%, составив 1 000–1 200 руб. за квадратный метр в стрит-ретейле (включая НДС и коммунальные платежи) и 500–2500 руб./кв. м в торговом центре (варьируются в зависимости от ряда факторов).

Столица Урала любит люкс

По данным консалтинговой компании Esper Group, объем екатеринбургского рынка готовой одежды в 2011 году составил 1,67 млрд долл США и, по ее же прогнозам, к 2015 году он достигнет 2,30 млрд долл. Примечательно, что Екатеринбург – один из немногих городов России, в котором так хорошо развит сегмент люкс. Тогда как на бюджетный ценовой сегмент приходится 33% рынка обуви, одежды и аксессуаров, на средний – 48% рынка, а на менее динамично развивающийся, но перспективный сегмент премиум – 7%, люкс занимает 12,3%. Эта ниша является сильно консолидированной и управляется фактически пятью игроками: Bosco, местными Weda Trade Holding и Domino Fashion Group, которые представляют наиболее востребованные покупателями форматы мультибрендов, а также екатеринбургскими партнерами московских Jamilco и Richmond Group – компаниями Limerance fashion center и Luxury Gallery. В 2010 и 2011 году на екатеринбургский рынок самостоятельно вышли монобренды Chanel, Dior и Louis Vuitton. Магазины этих брендов располагаются на улице Сакко и Ванцетти, хотя большинство марок класса люкс арендуют помещения в небольших по площади торговых центрах Corteo (4 900 кв. м) и «Покровский Пассаж» (4 000 кв. м), построенных специально для покупателей с доходом выше среднего.

4_Diagramm.jpg

5_Diagram.jpg

Присутствие международных ретейлеров в екатеринбургском сегменте масс-маркета специалисты Esper Group оценивают как низкое. Причины кроются в том, что рынок Екатеринбурга недооценен, а в приоритете у иностранных игроков пока остается европейская часть России в лице Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи. Из числа крупных международных сетей одежды в Екатеринбурге представлены бренды Inditex (Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius), Mango, H&M, New Yorker, Benetton и некоторые другие. Среди российских операторов – Finn Flare, InCity, Love Republic, Kira Plastinina, Savage.

Нельзя не отметить большое количество местных марок, число которых оценивается аналитиками Esper Group в 30, а их доля в продажах – в 4,5% с ежегодным ростом в 13%. Екатеринбург примечателен также высоким показателем онлайн-продаж, который в 2 раза превышает средний показатель по России (8%): онлайн-торговля обеспечивает 17% рынка готовой одежды, обуви и аксессуаров и в основном приходится на бюджетный ценовой сегмент (41% рынка онлайн) и люкс-сегмент (33%). Эту популярность интернета как средства для покупок аналитики Esper Group связывают со следующими факторами. Во-первых, покупательная способность жителей Екатеринбурга в три раза выше, чем в среднем по России (около 500 евро против 160 евро в среднем). Во-вторых, гораздо выше уровень покрытия интернет-сетью. И, наконец, спрос на европейские дизайнерские бренды и на люксовые товары весьма значителен и не полностью покрывается возможностями розницы самого города.

Модники со стабильным доходом

Возможности и поведение покупателей Екатеринбурга соответствуют городу, прозванному столицей Урала. Благодаря тому что экономическая ситуация и уровень доходов устойчивы, спрос на товары всех сегментов можно считать слабоэластичным, а поведение потребителей – в большей мере рациональным. Хотя есть нюансы, в том числе связанные с расположением торговых объектов. Как отмечают специалисты отдела продаж марки Finn Flare, в торговых комплексах в центре города покупатели совершают больше импульсивных покупок, чем в ТЦ в спальных районах, куда они едут целенаправленно. «В целом можно сказать, что екатеринбуржцы – модники, – отмечает Лилия Мельникова, заместитель руководителя отдела оптовых продаж компании Finn Flare. – Они предпочитают все новое и трендовое. Причем деление на разные группы потребителей происходит скорее по предпочтениям, а не по социально-демографическим факторам. Например, среди покупателей марки FINN FLARE любителей модной и яркой одежды немало не только среди молодежи». Активный характер покупателей Екатеринбурга отмечает и Иван Марюха, директор по продажам ОАО «Модный Континент» (бренд InCity): «Екатеринбуржцы – довольно динамичные люди, открытые всему новому. Здесь много модной молодежи, и девушки, которые следят за модным трендами, с удовольствием приходят к нам за покупками. Екатеринбург для нас является одним из ключевых городов: сейчас в нем работает девять магазинов INCITY, и мы планируем открыть еще один магазин».

Ольга Севастьянова

Рейтинг

Материалы по теме:

Место под солнцем

Место под солнцем

Краснодарскому краю идет его название. Он считается одним из самых развитых, обустроенных и в буквальном смысле сытых регионов России. Климат и географическое положение — в частности, выход к…

Наши партнеры