Последние новости

Текстильный революционер

23.09.2012
Текстильный революционер
И вот оно свершилось. ОАО «Вологодский текстиль» с полным правом может теперь называться первым российским вертикальным производителем одежды. Одноименный комбинат – единственное в России предприятие, имеющее сегодня полный технологический и коммерческий цикл: от производства трепаного льна до готовых тканей, изделий домашнего текстиля, а теперь и готовой модной одежды, а также собственной розницы

FR#16, июль 2011

Затерянные во времени

Вологодская область всегда была льняной столицей России. Было время, когда здесь размещалась пятая часть всех посевов льна, удельный вес сбора льноволокна составлял 18-20%, а выработка льняных готовых тканей - около 10% общероссийских объемов. Кризис 90-х всерьез ударил по отрасли и вплоть до 2002 года главный льнокомбинат«Вологодский текстиль» находился в весьма плачевном состоянии.

В советское время на комбинате выпускались технические ткани – брезенты, бортовки, ткани для палаток, и суровье на экспорт. Но как только госзаказы прекратились, комбинат обанкротился. Его пытались перепрофилировать, даже хотели собирать в его цехах американские джипы. Вопрос был лишь в том, что делать с тысячным коллективом предприятия, члены которого уже начали писать жалобы в столицу.

Поэтому правительство Вологодской области приняло решение создать на базе комбината новое предприятие – ОАО «Вологодский текстиль», однако менять производственную и маркетинговую политику было некому. Лишь в 2002 году, когда правительство области и совет директоров предприятия передали управление комбинатом компании «Доминион», появились какие-то подвижки в менеджменте. Став новыми соучредителями, менеджеры «Доминиона» разработали стратегию развития комбината с учетом современных рыночных условий.

Модернизация предприятия началась с установки современных прядильных и ткацких станков. К 2004 году объемы производства и продаж суровых тканей на экспорт увеличились в 2,5 раза.

Но в 2005 году, после вступления Китая в ВТО, вывозить из России текстильные полуфабрикаты стало невыгодно – наши предприятия не могли конкурировать с китайцами по издержкам. Чтобы развиваться, вологодский комбинат, по примеру европейских производителей, был вынужден перейти на готовые качественные ткани.

От поля до прилавка

К слову сказать, делать качественные современные ткани пытались и другие российские текстильщики. Например, компания «Нордтекс» начинала выпуск денима, но проект не получил развития – компания не смогла конкурировать с тканями из Индии и Пакистана, которые дешевле в производстве благодаря более серьезной господдержке.

Вологодцы тоже заручились господдержкой, чтобы реализовать планы – сначала на областном уровне, а потом и федеральная власть проявила интерес к местному легпрому. В 2008 году была принята программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы», которая предполагала государственные инвестиции в размере 3 млрд руб. в полный технологический цикл – от выращивания льна, прядения, ткачества до производства готовых тканей и изделий из них.

Ожидаемые результаты этой программы – увеличение сбора длинного льноволокна до 4,2 тыс. тонн; повышение средней урожайности льноволокна до 7,5 ц/га; увеличение валового сбора льносемян до 1,8 тыс. тонн; увеличение общего объема выпуска товарной текстильной продукции до 1,2 млрд руб. в год; увеличение выпуска готовых тканей до 21 млн кв. м в год; создание до 1700 новых рабочих мест.

Сначала нужно было модернизировать технологии возделывания и уборки льна. В советское время льняная отрасль ориентировалась на валовые объемы посева и уборки – были выведены специальные сорта, дающие наибольший объем. Но из такого льна получалась только низкосортная пряжа. Для более качественных тканей нужен был длинный лен, дающий более тонкое и прочное волокно. Раньше этими сортами заниматься было не выгодно – на экспорт годилось и низкосортное суровье, и все попытки вологодских властей изменить ситуацию, инвестируя в посевные площади, проваливались. На качественное льноволокно попросту не было спроса. С появлением предприятия – заказчика селекционных сортов дело сдвинулось с мертвой точки. Доля качественного волокна выросла более чем в два раза, и сегодня предприятие обеспечивает себя сырьем на 18%, а к 2015 году «Вологодский текстиль» планирует повысить эту долю до 90-95%. Пока большую часть сырья, по словам представителей управляющей компании «Доминион», приходится закупать в Смоленской и Тверской областях. По неофициальным данным – в Китае.

Параллельно с полевым фронтом работ закупалось новое оборудование для переработки льна, которое улучшало качество и прядения, и ткачества. Это позволило создавать новые переплетения тканей, в том числе и смесовые, – с использованием хлопка, вискозы и синтетики.

Последнее звено

Новые ткани дали возможность расширить ассортимент и перейти на выпуск готовой продукции. Чтобы замкнуть технологический цикл, «Вологодский текстиль» начал производство столового и постельного белья. Николай Алексов, президент управляющей компании «Доминион», решил поставлять эти ткани не только на экспорт, но и на внутренний рынок. Благо, доходы россиян к этому моменту стали расти и потребление домашнего текстиля ежегодно увеличивалось не менее чем на 10-15%.

Но и здесь конкуренция тоже была весьма высока, поэтому компания решила сделать ставку на модные тенденции. Было разработано 12 тысяч вариантов дизайна, в том числе с тесьмой, мережкой и оригинальной вышивкой. Для увеличения ассортимента было решено возродить кружевные промыслы и использовать их в отделках льняных комплектов столового и постельного белья. То есть и здесь вологодцы пошли по пути европейских холдингов, которые поддерживают ремесленные навыки и за счет кружев и вышивок создают большую добавленную стоимость.

Первые коллекции домашнего текстиля под маркой «Вологодский текстиль» появились в 2005 году.

Производство тканей и готовых изделий развивалось параллельно. Плюс компания активно работала над созданием дилерской сети. А в 2009 году начала создавать свою фирменную розницу – сеть магазинов домашнего текстиля «ЛИНУМ», открыв первые два в Санкт-Петербурге. К ним сразу же подключили и онлайновые продажи.

Прорывная идея

Но Николай Алексов решил пойти еще дальше – и начал выпуск тканей для одежды. Мотивация была сугубо экономической: потребление одежды росло еще быстрее домашнего текстиля – на 20% в год. Эта идея стала прорывом в вологодском легпроме. Однако производство таких тканей технологически сложнее, поэтому опять потребовалась модернизация оборудования.

При поддержке областного правительства было закуплено современное швейцарское оборудование Benninger для отделки льняной ткани – крашения и нанесения печати. Кстати, уникальное не только для России, но и для Европы. Установка обеспечивает высокую степень белизны ткани и необходимую капиллярность, что улучшает качество крашения.

Дополнительно были куплены современные итальянские линии по умягчению тканей – для повышения их потребительских свойств. В ближайшей перспективе – покупка цифровой печатной машины, которая позволит быстро менять дизайн под небольшие заказы, что обеспечит компании еще большую гибкость и маневренность.

Но как обеспечить себя нужным количеством образцов модного дизайна? Чтобы решить вопрос, компания стала сотрудничать с Национальной академией моды, с Валентином Юдашкиным. Не только для того, чтобы обрести известность, но и чтобы научиться делать промышленные коллекции.

Вскоре появились качественно новые коллекции тканей костюмно-плательной группы, в ассортимент добавлены смесовые ткани: лен с шерстью, с полиэфиром, с вискозой, с полиамидом.

«Вологодский текстиль» впервые в своей истории начал экспортировать не суровые, а готовые ткани – в Прибалтику, Португалию и Испанию. Чтобы продвигать продукт на зарубежных рынках, компания начала участвовать в международных текстильных выставках.

В сентябре 2009 года марка RULINEN Group, под которой была представлена продукция компании «ЛИНУМ», впервые приняла участие в международной выставке тканей Munich Fabric Start (Германия). В это же время открылась дочерняя компании «ЛИНУМ Групп Балтик»(Таллинн, Эстония). «Поначалу в Европе к нашим тканям относились недоверчиво, особенно к одежным тканям, тем более что по цене они сопоставимы с европейскими – 2-6 евро за метр. Но со временем мы завоевали доверие. Каждая выставка приносила нам по 40-50 новых контрактов с европейскими швейными компаниями и дистрибьюторами», – рассказал Николай Алексов.

В 2010 году компания RULINEN Group приняла участие сразу в нескольких крупных международных выставках: Heimtextil (Германия, Франкфурт-на-Майне), Munich Fabric Start (Германия, Мюнхен), Maison & Objet (Франция, Париж), MACEF (Италия, Милан), Texworld (Франция, Париж).

В феврале 2011 года Rulinen Group стала единственной российской компанией, ставшей участницейфранцузской выставки Premiere Vision в Париже – самой престижной в мире выставке производителей тканей и материалов для предприятий индустрии моды. Компания представила коллекцию льняных и полульняных тканей сезона «Весна-лето 2012 года» из жаккардовых, пестротканых и меланжевых тканей как из 100%-ного льна, так и из смеси с хлопком, шерстью и вискозой. Два вида ткани из новой коллекции сезона «Весна-лето 2012» получили высокую оценку экспертов и попали в трендовую зону в секцию RELAX+DISTINCTION. Это несомненный успех, поскольку до сих пор ни одной российской компании такое не удавалось. И наконец, «Группа ЛИНУМ» представила свои коллекции на 10-й выставке Premiere Vision в Москве.

Экспортные продажи занимают сегодня не более трети оборота «Вологодского текстиля». Основные усилия сосредоточены на внутреннем рынке, который демонстрирует большую динамику продаж.

Вопреки стереотипам

Первые промышленные коллекции мужской и женской одежды из льняных и льносодержащих тканей «Группы ЛИНУМ» были созданы в сентябре 2010 года. Бизнес-сообществу их показали на февральской выставке CPM: линии женской одежды Dolce Lino, Lino Fiore, линия мужской одежды Lino Domeni и Linum – летняя коллекция мужской и женской одежды из 100%-ного льна.

Коллекции призваны сломать стереотип обо льне как о летнем материале. Лен в смеси с шерстью, хлопком, лавсаном, вискозой и шелком, как оказалось, позволяет создавать оригинальные коллекции одежды и для осенне-зимнего периода. Добавление шерсти или шелка ко льну вообще изменяет ее качественные свойства, она приобретает большую драпируемость и пластичность. Конечно, в коллекции нет утепленной верхней одежды изо льна для зимы, но есть куртки и плащи с водоотталкивающей пропиткой, а также с серебряным и перламутровым покрытием. Все модели создаются в собственном дизайн-бюро. По словам главного дизайнера компании Дарьи Муштук, эта одежда предназначена для людей, которые ищут не премиум-марки, а новые интеллектуальные продукты, аутентичную одежду по честной цене. «Мы позиционируем свои коллекции как экологически чистую одежду, – говорит Дарья Муштук. – Все ткани, которые мы используем, соответствуют международным экологическим нормам и – единственные в России – имеют международный экологический сертификат качества «Oeko-Tex Standard 100».

В продаже промышленные коллекции одежды «Группы ЛИНУМ» появились в июне 2011 года – в фирменном вологодском магазине. Ценовой сегмент – средний, дороже одежды из синтетических материалов, но дешевле одежды из европейских льняных тканей. В планах – создание сети фирменных магазинов одежды «Доминио» в крупных российских городах. Активная работа по воплощению планов уже ведется. Сейчас офисы компании уже есть в Вологде, Санкт-Петербурге, Балашихе (Московская область), Иванове, Казани и Сочи. В мае открылось представительство в Екатеринбурге.

Главная цель, которую ставит перед собой руководство «Группы ЛИНУМ», – это доступность в регионах полного ассортимента продукции компании, как для рядовых покупателей, так и для оптовиков и постоянных партнеров. В ближайших планах – открыть представительство «Группы ЛИНУМ» в Италии, в долгосрочных – создание фирменной розницы за рубежом. Но сначала нужно освоить российский рынок.

На волне экомоды

Преследуя идею популяризации одежды изо льна и продвижения марок «Группы ЛИНУМ» на российском рынке, 16 марта 2011 года на выставке «Индустрия моды» в Санкт-Петербурге «Группа ЛИНУМ» и Московский Дом моды Вячеслава Зайцева представили совместный проект – коллекцию одежды изо льна «Экзерсис» и подписали меморандум о сотрудничестве.

Коллекция сезона «Осень-зима 2011/2012» под названием «Сувениры «Серой Розы» была представлена на XXIII Неделе pret-a-porter в Санкт-Петербурге «Дефиле на Неве». А в июне в Вологде пройдет Международный фестиваль льна, генеральным партнером которого выступила «Группа ЛИНУМ». Одним из главных событий фестиваля станет конкурс «Одного костюма», в котором примут участие молодые и талантливые дизайнеры. Главное условие – использование в моделях льняных тканей. Их готова предоставить «Группа ЛИНУМ».

Рассуждая о перспективах коммерческой успешности одежды изо льна, можно предположить, что марки «Группы ЛИНУМ» могут оказаться на волне мирового экотренда.

Сегодня эксперты отмечают постоянно растущий спрос на мировых рынках на продукцию из натуральных и экологически чистых волокон, в том числе на льняные ткани и изделия из них. В связи с этим успех тканям Rulinen сулил еще и генеральный директор выставки Premiere Vision.

Локомотив текстильной промышленности

Как известно, наше государство давно пытается стимулировать технологически отсталую текстильную отрасль. Действуют правила субсидирования, имеются льготы по таможенным пошлинам и отмене НДС на определенную часть импортного технологического оборудования. Были запущены 4 пилотных проекта – в Ивановской, Тверской, Ярославской и Вологодской областях, но развиваются программы крайне медленно. Ни один из участников программы не имеет современного оборудования, кроме «Вологодского текстиля», не говоря уже обо всем остальном. Конечно, степень государственной поддержки отрасли необходимо развивать и увеличивать. Но создать на «Вологодском текстиле» структуру по типу итальянских текстильных холдингов с замкнутым циклом производства, способную выпускать современные трендовые продукты, удалось только благодаря частно-государственному партнерству питерской компании «Доминион» вместе с администрацией Вологодской области.

Возможно, именно вокруг этого предприятия в обозримом будущем сформируется российский текстильный кластер. Стремительно развиваясь дальше, он даст возможность сформироваться и смежным предприятиям.

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры