Последние новости

Блестящие иллюзии и скрытые возможности

13.03.2013
Блестящие иллюзии и скрытые возможности
На юбилейном форуме Russian Fashion Retail Forum, в рамках международной выставки СPM, уже по традиции с докладом выступил Райнхард Депфер, председатель Европейского совета по экспорту текстильной продукции European Fashion & Textile Export Council. Он поделился прогнозом развития российского рынка одежды до 2015 года, выразил мнение об иллюзорном триумфе онлайн-торговли и рассказал о скрытых ресурсах оффлайн - ретейла

Растет не по годам

По мнению Райнхарда Депфера, российский рынок одежды прошел четыре стадии развития. Первая была экспериментальной, когда зарубежные марки испытывали его возможности и пробовали свои силы. «Если в 2003 году общая стоимость рынка розничной текстильной продукции была около 2-3 млрд евро, то уже в 2004 году с момента появления выставки CPM началось резкое увеличение оборота розницы до 4 млрд евро. В 2005 на рынок вышли такие бренды, как Mango, Zara и другие, - напомнил г-н Депфер. С первых дней финансового кризиса началась вторая фаза – консолидация рынка, затем был резкий бум, когда на рынок вышли H&M и Uniqlo, который закончился в период рецессии в 2009 году. Сегодня мы наблюдаем вступление российского рынка в совершенно новую для него, четвертую фазу развития, я бы назвал ее фазой органического роста». По оценкам EFTEC, в этой фазе оборот вырос с 24 млрд евро до 33 млрд в 2012 году. Райнхард Депфер прогнозирует рост рынка до 40 млрд евро в 2015 году и поступательное развитие в долгосрочной перспективе.

Неуловимые покупатели

Ответ на вопрос, кто будет «снимать сливки» остается неясным. Ведь поведение покупателей вследствие перенесенных кризисов сильно изменилось. «Российский покупатель теперь не такой эмоциональный, чем раньше, у него появилось ощущение цены. Люди хотят знать о прозрачности этих цен, они понимают ее важность и задают по ней вопросы», - заметил Рейнхард Депфер. Они стали больше путешествовать и покупать одежду за границей. Острее всех этот тренд почувствовали отечественные магазины сегмента luxury, продажи которых заметно упали (по данным EFTEC).

Ситуация усугубляется тем, что отныне одежда и бренды не являются показателями статуса. Их место уверенно заняли украшения, сумки, гаджеты.

Что касается эффективности существующих каналов продаж одежды, то открытые рынки по-прежнему занимают самую большую долю 20-50% от общего объема продаж. Затем идут дискаунты, аутлеты, смешанные торговые точки, затем монобренды и сети – на их долю приходится 24%. Динамичнее всех развивается интернет-торговля, доля которой ежегодно увеличивается вдвое. Однако, Райнхард Депфер считает, что оптимизм насчет этого канала продаж сильно преувеличен. «Никто не может заработать больших денег в онлайне, - считает эксперт. - Хотя интернет-магазины занимают до 50% всего оборота, но прибыли своим владельцам не приносят. Я всем поставщикам советую быть очень осторожными с онлайн-бизнесом в России».

Старомодные отношения

Страны ЕС ежегодно поставляют в Россию одежду и аксессуары на 3-5 млрд евро. В лидерах держатся - Италия с поставками на 1,3 млрд евро (10% всего импорта одежды), Германия (7%) и Франция. С точки зрения ценовых сегментов, 20% всей импортированной одежды из Евросоюза приходится на люксовый сегмент, 40% - на премиальный, 27% - на средний и ниже среднего, и 39% - масс-маркет.

Анализируя взаимоотношения российских ретейлеров и европейских поставщиков, г-н Депфер назвал проблему, из-за которой их сотрудничество складывается недостаточно эффективно для обеих сторон. По его мнению, российские ритейлеры не могут выстроить планирование закупок, организовать правильные предзаказные мероприятия. Большинство российских компаний заказывает у европейских поставщиков на сезонной и предсезонной основе. «Это старомодно и почти нигде в других странах не используется. В европейских странах осуществляется постоянная доставка новых товаров каждый второй месяц года. И эти предсезонные закупки, фактически, останавливают и тормозят возможности оборота на квадратный метр. Российский ретейл обладает скрытыми ресурсами, но не может их активировать», - диагностировал эксперт.

Рейтинг

Наши партнеры