Последние новости

Диалог с девелопером

12.09.2012
Диалог с девелопером
Как жить и что делать – ретейлеры обсудили меры антикризисного управления в рамках форума на выставке «Индустрия моды» в Санкт-Петербурге

FR#6, январь 2009

От оптимизма к реальности

В III квартале 2008 года спрос на одежду, обувь и другие продукты модной индустрии снизился в среднем на 15%, и, по прогнозам розничных операторов, это снижение продолжится как минимум до весны. В январе-марте продажи будут на минимальном уровне, а самым трудным сезоном будет лето 2009 г.

Реально оценить ситуацию на рынке долгое время мешали отчеты различных маркетинговых агентств, проводящих кабинетные исследования, основанные на экспертных оценках и данных СМИ и Интернет. По данным таковых, ежегодный рынок одежды уже несколько лет подряд растет на 20-25%. Мария Сморчкова обращает внимание, что данные из открытых источников (СМИ, интернет и PR-отчеты компаний по динамике развития сетей (с целью привлечь партнеров) и планы развития компаний за счет новых открытий магазинов) иллюстрируют скорость развития лидеров рынка, но не реальную динамику потребления. Сети растут за счет открытия новых магазинов, фактически выдавливая с рынка прежние розничные форматы (рынки, мелкоформатную нефирменную «нарезку»). При этом эффективность открытых магазинов, динамика продаж с квадратного метра торговых площадей по рынку одежды в течение 2008 года существенно снизилась. С ростом конкуренции, увеличением числа ТЦ, размыванием потоков покупателей и ростом издержек (аренда, зарплата, транспорт, коммунальные платежи и проч.) доходность ретейла падает. Впервые АПРИМ открыто заговорил о росте издержек и снижении доходности ретейла весной на конференции «Представление сетевых марочных брендов в торговом центре» в рамках выставки «Молл». Более детально проблемы ретейла обсуждались на осенней выставке CPM. В III квартале ситуация усугубилась снижением продаж, первые индикаторы которого пришли из регионов. Сегодня АПРИМ уже не только говорит о проблемах, а вырабатывает комплекс антикризисных мер и объединяет компании ретейла и обслуживающего сегмента в поиске решений.
Исследовательская компания COMCON в первом полугодии 2008 г. в своем традиционном исследовании TGI констатировала общую стагнацию расходов домохозяйств на одежду на уровне 6% от общих трат. Полугодием раньше на том же «Молле» исследователи говорили об уменьшении покупок в штуках, что косвенно подтверждает рост популярности фирменных брендовых магазинов относительно прежних мест продаж (рынков и «неформатных» магазинов) и рост цен на одежду в России (вследствие роста издержек розницы и таможенных пошлин). Рост арендных ставок в течение 2007-2008 гг. (40% в регионах, 15% – в Москве) при уже реальной конкуренции в среднем сегменте стал главной темой дальнейших встреч.
Снижение продаж в III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продавцы одежды констатируют на уровне 15%. Прежде всего – в среднем ценовом сегменте в столицах и повсеместно в регионах. В крупных промышленных центрах положение несколько смягчает активность покупателей при наличии свободных средств и накоплений. Но тренд к уменьшению числа покупок явно ощущается в средне-высоком сегменте, при том что в низком, где у покупателей хватает денег только на еду и одежду, продажи идут вверх. По мнению маркетологов, исследующих покупательское поведение в разных сегментах, это классическая реакция потребителей на слухи о предстоящем кризисе, увольнениях, возможном повышении цен, девальвации рубля, инфляции при невозможности иным способом сохранить накопления.

Труд - это цель бытия и форма. Деньги - его платформа

Так как российский ретейл лишен какого-либо государственного регулирования, у владельцев сетей и магазинов, по большому счету, есть единственная возможность сохранения прибыли – сокращение издержек. На протяжении последних 2 лет рост затрат ретейла шел в основном по двум статьям – аренда и зарплата персонала.

С 2002 г. зарплаты в небюджетной сфере в целом по стране растут на 10% в год. В ретейле только за 2007 г. они выросли на 15-17%. С учетом скорости развития сетей профессия продавца стала самой дефицитной. Но даже рост зарплат в общем объеме издержек не столь ощутим по сравнению с ростом аренды. Евгений Цивин, совладелец и генеральный директор сети EDMINS (аксессуары и багаж), привел сравнительные данные о доле расходов на аренду и зарплату в общих издержках розницы на примере собственных магазинов в России и за рубежом.


Москва

Регионы
России

Прага

Хельсинки

Сумма операционных расходов в месяц (евро/кв. м)

250-450

120-180

100-200

250-350

Аренда (в % от оборота)

55-80%

До 80%

20-35%

25-35%

Зарплата (в % от оборота)

35-40%

20-50%

50-70%

50-65%


Рост затрат на аренду на сегодняшний день не соответствует параметрам эффективной розницы. О том, что рынок торговой недвижимости перегревается, эксперты говорят уже полтора года. Статья «Бум квадратных метров, или Пузырек для Алисы», опубликованная год назад на сайте www.rustm.net, наделала немало шума в профессиональных кругах. Ключевая мысль статьи: «Если все заявленные проекты строительства торговых центров будут-таки реализованы, то при прогнозируемых темпах роста розничного оборота к концу 2012 г. (срок ввода в эксплуатацию всех проектов) выручка с 1 кв. м будет соизмерима с расходами на содержание этой площади». То есть о закупке новых коллекций, зарплатах продавцов и собственной прибыли можно забыть.

За неполный 2008 г. ставки аренды выросли на 15% в Москве и Санкт-Петербурге (до $2500 за кв. м в год), на 40% – в регионах (до $1500). Для сравнения – в самом дорогом районе Нью-Йорка, Манхеттене, снять помещение для магазина стоит $3400 за кв. м в год, в Париже на Елисейских Полях можно найти помещения за 720 евро в год, в Стокгольме – за 840, в Праге – за 660. Не стоит забывать о покупательской способности в этих странах. Сегодня на Тверской в Москве дешевле, чем за $8000 за кв. м в год, снять помещение невозможно. Экономически малообразованные франчайзи, видя, что магазины на Тверской все-таки торгуют, решают, что уж у себя-то в городе они будут в прибыли и при ставке аренды в $1500. Однако по итогам сезона выходит, что розница не достигает запланированных показателей. В результате многие франчайзи задумываются о выходе из бизнеса. Некоторые спешно отказываются от этой модели и выходят напрямую на европейских поставщиков, самостоятельно открывают мультибрендовые магазины.

Не конкуренции, но союзу принадлежит прекрасное завтра

У розницы в сложившейся ситуации может быть два выхода – поиск альтернативных торговых форматов и выход в малые города, которые пока не интересны крупным сетям. Под альтернативными форматами подразумеваются специализированные fashion-моллы и стрит-ретейл, в которых уменьшение трафика нецелевых посетителей сменится потоком целевых покупателей. Открытие магазинов в fashion-моллах выгодно тем, что арендаторам в этом случае не придется содержать «якорей» – гипермаркеты еды, кинотеатры и фуд-корты, как это сегодня происходит в торгово-развлекательных комплексах. Ставка аренды, по мнению ретейлеров одежды, не должна превышать 12% от оборота, для магазинов обуви и аксессуаров – 15%. Пока же арендаторы не могут договориться и о 30%. Девелоперы не верят в прозрачность ретейла, а некоторые продавцы опасаются ситуации, когда новые проценты «для всех» будут выше существующих ставок для «избранных».

Организаторы круглого стола отметили, что они не предлагают переходить на процент с оборота работы всем и сразу. В информационном письме АПРИМ по итогам первого заседания владельцев сетей в Москве 22 октября предложен широкий спектр вариантов начисления арендной платы в возможной кризисной ситуации на потребительском рынке. Возможной, подчеркивают участники. В том случае, если начавшееся снижение продаж продолжится и далее. Но все без исключения ретейлеры говорят об одном: коммерческий успех торгового центра напрямую должен зависеть от кассы арендатора, розничного магазина. «Когда мы научимся разговаривать с девелоперами на одном языке, – поясняет Евгений Цивин, – тогда сможем изменить ситуацию. Недоверие существует с обеих сторон, но это не значит, что так должно продолжаться и дальше. И пока есть компании, которые говорят «Мы не покажем оборот», процесс установления нормальных рабочих отношений будет тормозиться.

Галина Кузнецова

Рейтинг

Материалы по теме:

Франчайзинг во время кризиса

Франчайзинг во время кризиса

17 Апреля, 2015
Не секрет, что франчайзинг состоит из двух основных участников: франчайзера и франчайзи. Цели и задачи у этих игроков рынка в период кризиса абсолютно одинаковые - удержаться на плаву, а вот пути…
Как кризис меняет кадры

Как кризис меняет кадры

16 Апреля, 2015
В рам­ках де­ло­вой прог­рам­мы Не­де­ли Мо­ды в Гос­ти­ном дво­ре сос­то­ял­ся се­ми­нар Лю­бо­ви Дол­ма­то­вой, пред­ста­ви­те­ля пор­та­ла Fashionunited о том, как кри­зис от­ра­зил­ся на рын­ке…
Способы удержания профессионалов в компании

Способы удержания профессионалов в компании

23 Сентября, 2012
Кризис может поставить под угрозу существование компании. Правильная организация работы персонала позволит не только удержаться на плаву, но и подготовиться к будущему триумфу FR#6, январь…
Новая география аутсорсинга

Новая география аутсорсинга

23 Сентября, 2012
Перенос производства в страны третьего мира помогает существенно сэкономить на издержках. Брендодержатели оценили это преимущество еще несколько десятков лет назад. Сейчас по аутсорсингу выпускается…
Рынок после кризиса

Рынок после кризиса

23 Сентября, 2012
До конца кризиса осталось немного. Российский рынок одежды постепенно выходит на новый этап развития. Какие вызовы он бросает игрокам рассказала Анна Болдырева, аналитик компании Fashion…

Наши партнеры