Последние новости

Green Fashion в Европе

23.09.2012
Green Fashion в Европе

GreenFashion в Европе

Может ли быть этическим бизнес, по сути своей изначально рассчитанный на извлечение прибыли (которая в России до сих пор понимается «ну вот, урвал-таки»)? Может ли быть этической мода, по природе своей приукрашивающая действительность? Может, слова «этическая мода», GreenFashion, EthicalFashion, «экотренд» – это лишь маркетинговые ухищрения, цель которых увеличить торговую наценку?

FR#17, январь 2012

Для начала следует разобраться с терминами. Если обратиться к истокам, то «этика» – это всего лишь «договоренность»: в этом обществе и в это время мы условились, что живем по таким-то правилам – из экономии ресурсов и ради безопасности. Ум, честь и совесть стали частью этики много позже. Но ведь все-таки стали. Где же баланс? Пройдемся по ключевым этическим сложностям.

Естественно, первой возникает этическая проблема критериев добра и зла. Сэкономил на таможенных платежах, заплатил не в белую, а в серую. Но при этом дал работу десяти продавцам, из них пять – единственные кормильцы в семье. Хорошо или плохо?

Вторая этическая проблема – что считать справедливым? Мало кто из продавцов считает свою зарплату достойной и не считает владельца магазина скрягой. Редкий владелец магазина не считает продавцов дармоедами, не имеющими желания разобраться в продукте, который они продают. На чьей стороне справедливость?

Не менее сложный вопрос – вопрос долга. Социальные нормы часто реализуются через принуждение – физическое, экономическое, идеологическое: «Не выйдешь в выходные – уволю», «Не хочешь – научим, не можешь – заставим», «Это мой частный бизнес, что хочу, то и делаю, не нравится – увольняйся». Ну так и что этичнее – принуждать к соблюдению общественных норм или давать свободу вседозволенности?

Следующая по степени сложности – проблема смысла жизни. Если в центре жизни – потребление (это суть моды и суть торговли), ради чего жить, чем вдохновляться не сиюминутно, а на долгие годы, где место для познания, в чем ценность личности?

Даже такой поверхностный взгляд показывает: этических вопросов в бизнесе множество, поэтому в стороне от этики он не может остаться, хотя бы постольку-поскольку бизнес делают люди. Которым нужно договариваться.

Что повлияло на рост интереса к этике в моде? Скорее всего, не столько усилия маркетологов, хотя и они тоже, сколько изменение канона телесности. Вспомним американскую исследовательницу Маргарет Этвуд, в рекламе почти все компании уже прошли этап «тело как источник косметических неприятностей», его нужно мыть, дезодорировать, прикрывать, менять, наращивать, убирать лишние жиры, надставлять ягодицы и накачивать губы. Потом акцент сместился на «тело как источник болезней», и его нужно лечить, а еще лучше заниматься профилактикой, потому что заболеешь по-любому. Сейчас отыграли и карту самовыражения через одежду, и демонстрации статуса, и приобщения к избранным или просто к своим. В какой-то момент в колоде оказались открытыми все карты – покупатель мог (и может) выбирать образ, стиль, цвет по настроению. В ситуации хаотического выбора срочно потребовалась новая ниша – ее и заняла этическая мода. Но она появилась не на пустом месте. Благословенный культ лучезарной молодости покачнулся на пьедестале – старость и мудрость возвращают свои права на олимп и торговые места. Европа стареет, и нужно угождать покупательницам в возрасте. Что ценят взрослые люди? Самопризнание и чувство личной ответственности за изменение мира. Люди начинают ценить способность не только брать, но и отдавать. Акцент смещается с «деятельности» на «бытие», с внешнего лоска на сущность.

Опять же за повальным увлечением йогой и другими телесными практиками не только мода, но и изменение культурных стереотипов. Каблуки и затянутые до предела пояса остаются для торжественных случаев, для всех остальных – smart casual и sport active.

Оборотной стороной свободы повседневности становится ответственность (мы говорим про идеальный случай) и дисциплина тела.

Ассоциативно – Юрий Лотман в комментариях к «Евгению Онегину» заметил, что разночинцы не смогли бы стать элитой общества потому, что с мозгами у них было все в порядке, а телесного воспитания не было. Через закаливание к принципам свободы воли – такой была культура движения. А идеологическую основу бизнес-процессов мы проходили чуть позже, лет на сто. Новая реальность строилась исходя из базового противоречия «если по совести, то на энтузиазме без особой прибыли, если без совести, то с прибылью, но душе неспокойно». И буквально в последние годы в Европе расцвел целый букет b2b-выставок этической моды. Неужели что-то поменялось? Если человек начал с большей ответственностью относиться к себе, то что с ответственностью бизнеса перед обществом? Если она нужна, то откуда появляется: из семьи, из школы, из церкви, передается от начальника, от бизнес-партнеров, по наследству, растет сама по себе? Если рынок вознаграждает качество и честность, то почему лучше всего продается «голимый Китай» и фейк – кто же так неправильно воспитал покупателей?

Что понимают под этической модой в Европе?

Самое простое определение – максимум пользы для людей, минимум вреда для природы. Чтобы не было похоже на популистские лозунги, утверждение разворачивают по 4 пунктам.

Этическая мода обычно включает следующие направления:

– равноправная торговля;

– экологичность материалов и процессов производства;

– возможность вторичного использования материалов;

– размещение производства как можно ближе к месту потребления, и чтобы сэкономить на грузоперевозках, и чтобы уменьшить выбросы CO2 в атмосферу.

Агрегаторы GreenFashion в Европе

С точки зрения мест проведения этическая мода следует любой другой, и b2b-выставки проводятся в главных модных центрах Европы – Лондоне, Париже, Берлине. Только в Милане пока нет.

Ключевыми можно назвать три:

– Ethical Fashion Show, Париж;

– GREENshowroom, Берлин;

– SOURCE EXPO, Лондон.

GREENshowroom

Выставка GREENshowroom уникальна своей плавающей концепцией – каждые два сезона она меняет место проведения. В июле 2011-го и январе 2012 г. она расположилась в Берлине. Июльская выставка прошлого года стала частью Mercedes-Benz Fashion Week Berlin, о себе и своем пристрастии к устойчивому развитию заявили 40 марок. В январе 2012-го соорганизатором выставки GREENshowroom впервые будет французская школа дизайна ESMOD, а дебютантом выставки станет бренд Stewart+Brown, в октябре получивший награду агентства WGSN Global Fashion Award.

Параллельно с GREENshowroom 18-20 января в Берлине пройдет первая выставка Ethical Fashion Show Berlin, которая станет частью Берлинской недели моды. Организаторы те же, компания «Мессе Франкфурт» и ESMOD. Различаются только места проведения и марки. Уже заявлены Ethos Paris, Wild Earth Cotton, британская марка Komodo, немецкая Kaseee и еще около 20 марок. Между обеими выставками предусмотрен бесплатный трансфер.

EthicalFashionShow, Париж

Собирает дизайнеров, работающих и с модой премиум, и со streetwear. Очень большая программа показов + деловой форум. Организатор – все та же «Мессе Франкфурт», ее французское представительство и компания Universal Love.

SOURCEEXPO, Лондон

Впервые прошла в 2009 году, проходит раз в году. То есть нынешняя октябрьская сессия была всего лишь третьей. Кроме собственно производителей в выставке принимают участие инфраструктурные организации – фонд Environmental Justice, фонд World Fair Trade и ассоциация Textile Exchange. С точки зрения участников и организации – самая представительная. На выставке предусмотрена серьезная деловая программа – сейчас это проект, предназначенный не только для закупок, но и для формирования рынка.

Организатором выставки является Ethical Fashion Forum. Это одна из крупнейших в мире некоммерческих организаций, объединяющая более 3500 фирм. В общей сложности в них работает более 10 000 человек.

Критерии участия

Особенность всех выставок – экспонентом не может стать любой желающий (во всяком случае по декларациям организаторов). Потенциальный участник проходит через экспертный совет, объясняя и доказывая цифрами, что его бизнес социально ориентирован, уважает экологию и строится на принципах экономии.

Каким образом это доказывается? Как правило, сертификатами, подтверждающими экологичность материалов или процессов.

Информацию о сертифицирующих органах можно получить в европейской программе Reach, где собраны основные сертификаты.

Мы назовем три самых часто используемых сертификата: OEKO-TEX STANDARD 100, EUROPEAN ECO-LABEL FOR TEXTILE PRODUCTS и GLOBAL ORGANIC TEXTILE STANDARDS (GOTS). В России больше всего известен сейчас OEKO-TEX STANDARD 100.

По этому стандарту оценивается использование химикатов в производстве, использование воды, уровень шума и загрязненности на производстве, в том числе загрязненности воздуха, и система менеджмента – насколько она ориентирована на сохранение окружающей среды. Ответственность за сертификацию по Oeko-Tex Standard 100 делят 17 исследовательских институтов, входящих в Международное сообщество Oeko-Tex. Перечень критериев постоянно обновляется. Oeko-Tex выдается на период в один год и может быть продлен при последующем успешном прохождении тестирования. Чтобы гарантировать действительное соответствие критериям тестирования, авторизованные институты Oeko-Tex ежегодно осуществляют контрольные тесты как минимум 15% всех сертификатов, выданных Oeko-Tex на продукты, доступные в магазинах

Кстати, не стоит думать, что экопроизводители сплошь пуристы и ригористы, – они допускают целых 10% искусственных материалов в хлопчатобумажном изделии, в том случае, если это нужно, к примеру, для эластичности носков. Главное в органическом хлопке, чтобы фермер не травил себя и землю пестицидами и чтобы хлопок не обрабатывался химикатами во время прядильных процессов. И даже полиэстер при некоторых обстоятельствах становится «этическим продуктом», но об этом чуть позже. К счастью закупщиков и покупателей, в 2012 году экомоду поддержит этнический тренд. А это не только принты, это еще и часть справедливой торговли. Дрис ван Нотен и Мэтью Уильямсон уже привлекают к сотрудничеству рабочих небольших ателье в развивающихся странах, не столько для экономии на зарплате, сколько для того, чтобы поддержать таким образом национальные промыслы и сохранить местную культуру. Это значит, что продолжатся многолетние традиции производства шелка в Таиланде и Камбодже, плетение кружев и вязание цветного трикотажа в Гватемале и Мексике. Может, пригласить ван Нотена в Вологду? Тогда наши кружева тоже станут частью мировой культуры.

Пока у европейских соседей гораздо больший интерес вызывает Узбекистан – второй в мире экспортер хлопка. Эта страна продает ежегодно около 800 000 тонн хлопка. Главные покупатели – Европа и страны бывшего Советского Союза. И пока только первая интересуется условиями труда узбеков: почему так широко используется детский труд (осенью школы просто закрываются, потому что дети выходят на поля)? Почему так часто нарушаются трудовые права и почему местным наплевать на природу? Что происходит с Аральским морем (сейчас море усохло до 15% от первоначального размера)? Экологи объясняют проблемы неправильной или излишней ирригацией хлопковых полей (сейчас их площадь в Узбекистане достигла 1,5 млн гектаров). Причем Европа не только задается вопросами, но и начинает что-то делать для изменения ситуации. Так, фонд Justice Environmental рекламирует идею отказа от закупок одежды из узбекского хлопка, и многие фирмы этому призыву уже последовали.

Итого, этические вопросы – органическая часть бизнес-процессов (экологические мы по умолчанию считаем частью этических). Экотренд многие действительно используют лишь для того, чтобы увеличить наценку и/или привлечь внимание, но у экомоды уже появилось несколько выставок с понятными и прозрачными критериями участия. А выставки – это не только инфраструктура, но и часть саморегулирования бизнес-сообщества. И если экотренд структурируется через выставки, значит, достаточно скоро «ухищрения» и «подделки» сойдут на нет, поскольку у потребителей появится понятный эталон: это – «эко», это – профанация. Начнутся ли подобные процессы до России, зависит от того, насколько активными участниками европейских выставок мы станем, пока российские посетители на b2b-Green Fashion замечены не были.

Галина Кузнецова

ТОП-10 критериев этической моды

1. Уменьшение потребления или осознанное потребление

2. Защита прав рабочих и создание комфортных рабочих условий

3. Поддержка уровня жизни, достаточного для жизни

4. Неиспользование токсических пестицидов и химикатов

5. Использование или создание экологически чистых материалов

6. Минимизация использования воды

7. Вторичная переработка ресурсов и уменьшение отходов

8. Развитие и продвижение экостандартов в моде

9. Образовательные инициативы

10. Защита прав животных

Сайты выставок

http://www.ethicalfashionshow.com/efs1/

http://www.green-showroom.net/

http://www.ethicalfashionforum.com/

Ресурсы Green Fashion

http://www.ecofirms.org/

http://www.wfto.com/

http://www.fdse.se/sfa/

http://www.responsible-purchasing.org/

http://www.re-dress.ie/

http://www.made-by.org/

http://fairwear.org/

http://www.ecofashionworld.com/

http://www.ethicalstylist.com/

b2b-выставки, посвященные этической моде


Ethical Fashion Show, Париж

GREENshowroom, travelling fair, Берлин

SOURCEEXPO, Лондон

участники

В выставке – 24 марки. В дефиле – около 80.

Green Spirit, Masala Tee, Ultra, Twach, Tiksy, Vela Vera, Z&Z, Tickets to Timbuctu. В том числе студия Татьяны Воротниковой из Киргизии

Около 60 марок – Германия, Франция, Бельгия. Andrea Klsener, Studio Ecocentric, Shoekay, Van Marcovic, Schmidttakahashi, Materia Prima, Kaska Hass, Atelier Laure Paschoud, Atlantic Leather, Sonja Heymann, Kaschuba Hommage

60 марок – Шотландия, Англия, Индия, Бразилия, Турция, Индонезия. Marks & Spencer’s, Vivienne Westwood, Arcadia Group, Ted Baker. John Lewis, Monsoon, Debenhams, Burberry, Ben Sherman, ASOS, Dorothy Perkins, Aubin & Wills, New Look. SAFIAMINNEY, MINNAHANNILA, RACHELLIU

место

Париж, Espace Pierre Cardin

Берлин, Hotel Adlon

Лондон, Sadler’s Wells, Лондонский дом танца

сроки следующей выставки

2-4 марта 2012 года

18-20 января 2012 года

Даты определяются

частота

Март, сентябрь

Январь, июнь

Октябрь

количество посетителей

2717

Нет данных

500

Рейтинг

Наши партнеры