Последние новости

Лето будет жестким

12.09.2012
Лето будет жестким
Поддержание покупательского спроса. Какими средствами? Сокращение издержек. За счет чего? Сохранение цен на розничном рынке одежды. Возможно ли? Девальвация рубля. Как не вылететь в трубу в конце сезона? Где производить быстрее и надежнее без потери качества? Эти темы были главными на форуме Russian Fashion Retail Forum, прошедшем во время выставки Collection Premiere Moscow

FR№7, апрель 2009

Пациент скорее мертв, чем жив

Генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова кратко охарактеризовала общую ситуацию на рынке одежды. Оборот розничной торговли, по данным Росстата, составил $320 млрд. Средний темп роста за 4 последних года – 4,3%, это был колоссальный темп. В мире всего 5 стран с аналогичными показателями. Рынок одежды составляет 9% от всего розничного рынка – 34,2 млрд евро (данные без обуви и кожгалантереи). Темп роста рынка в денежном выражении за три года снижался, и это свидетельствовало о том, что рынок стал насыщаться.

Средний показатель розничной наценки опустился до 80-90%. Рынок торговой недвижимости в городах до 500 тыс. человек так и не сформировался, и эти процессы оказались отложены на неопределенное время.

Снижение операционной эффективности ослабило франчайзинг. Тенденцией становится отказ от франчайзинговых программ в пользу развития собственной сети. Снижение оборотов в рознице в январе 2009 года составило 30-40%. В сетевых магазинах в Москве оборот снизился на 10-15%, в регионах – на 25-30%, в региональных франчайзинговых магазинах оборот упал на 45%.

Спрос непрогнозируем. Девальвация рубля меняет все условия контрактов.
Первые попытки АПРИМ изменить условия аренды пока к желаемому результату не привели.
Посещаемость торговых центров уменьшилась на 15-30% - в зависимости от расположения и размера торгового центра. Проходимость магазинов одежды упала в среднем на 10% в Москве, на 5-6% в регионах (данные января 2009 года). Средний чек стал меньше на 5-8% в Москве, на 8-10% - в регионах. Зато коэффициент обслуживания покупателей в торговых сетях вырос на 25-40% по сравнению с началом 2008 года.

Пациент скорее жив, чем мертв

Президент Европейского совета по экспорту моды и текстиля (EFTEC), президент ITMM Райнхард Депфер поделился своим взглядом на причины кризиса на рынке одежды и сделал прогноз по срокам выхода из него.

По его мнению, российский кризис в fashion-ретейле во многом рукотворный и создан руками самих импортеров, которые сделали слишком много заказов. Чтобы было понятнее, г-н Депфер сделал краткий экскурс в историю. По его словам, развитие рынка fashion в России имело два этапа: 1993-1998 годы (этап становления) и 2002-2007 годы (этап бума).

Первый этап – эпоха Ельцина и время становления независимой российской торговли. Ключевое слово: «независимой». Впервые частные лица получили возможность по собственной инициативе открывать свои магазины. Появились новые персонажи в экономике: «новые русские». Они создали рынок luxury. И первые признаки цивилизованной и хорошо организованной торговли появились уже на этом этапе: оптовики открывали розничные магазины на основе предварительно размещенных заказов. 1998 год был новым и неожиданным опытом для розницы. Это был год мертвого сезона. В 2000 году рынок вошел в фазу консолидации. В 2002 году начался осторожный рост и второй этап развития торговли. Закончившийся в 2007 году, потому что уже летом того года, по словам Депфера, появились первые нереализованные остатки. К концу 2007 года объем остатков достиг $6 млрд. Несмотря на явную угрозу, дистрибьюторы продолжали увеличивать заказы, и в 2008 году объем заказов неоправданно увеличился до $43 млрд. Как следствие вырос и объем остатков – до $16 млрд.

И сейчас мы находимся на уровне 2005-2006 года по соотношению закупок и остатков. Кстати, Райнхард Депфер не пользовался российской статистикой в принципе, эти цифры президент ITMM получил, делая анализ всего экспорта одежды из всех стран, определяя маржу и расходные статьи, объем остатков рассчитывался с помощью дисконтирования.
Но что характерно, и цифры, и выводы ITMM полностью совпадают с аналитикой агентства Fashion Consulting Group, которое делает собственный мониторинг российского рынка. Логично, что обе компании сошлись во взглядах на причины возникновения кризиса. По мнению Депфера, причина сложившейся ситуации – слабость структуры российского рынка и отсутствие аналитического планирования бюджета закупки – до сих пор нет понимания принципов калькуляции цен: это цена заводская, эта – с учетом таможни, эта – с учетом доставки, эта – с учетом аренды, эта – с учетом зарплаты. По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, причины кризиса в том, что наш рынок сейчас переживает болезнь роста, когда оптимизация бизнес-процессов в компаниях не успевает за общим развитием рынка. Кроме того, у наших компаний до сих пор нет продуманной системы расчета бизнес-показателей, что иногда приводит к субсидированию одного бизнеса другим: к примеру, когда детская одежда окупается в магазине за счет женской. «Во-первых, у многих компаний нет понимания розничного рынка и их места на нем. Необходимо переносить оптовую схему работы на розницу. Продажу лучших брюк стоит превратить в продажу лучшего магазина. – поясняет еще типичных ошибок Анна Лебсак-Клейманс, - Второй типичной проблемой является спонтанное развитие компаний. Они не ставят своей целью достичь такого-то уровня к такому-то году, а вкладывают в развитие по мере поступления средств».

Галина Кузнецова

Рейтинг

Материалы по теме:

Франчайзинг во время кризиса

Франчайзинг во время кризиса

17 Апреля, 2015
Не секрет, что франчайзинг состоит из двух основных участников: франчайзера и франчайзи. Цели и задачи у этих игроков рынка в период кризиса абсолютно одинаковые - удержаться на плаву, а вот пути…
Как кризис меняет кадры

Как кризис меняет кадры

16 Апреля, 2015
В рам­ках де­ло­вой прог­рам­мы Не­де­ли Мо­ды в Гос­ти­ном дво­ре сос­то­ял­ся се­ми­нар Лю­бо­ви Дол­ма­то­вой, пред­ста­ви­те­ля пор­та­ла Fashionunited о том, как кри­зис от­ра­зил­ся на рын­ке…
Способы удержания профессионалов в компании

Способы удержания профессионалов в компании

23 Сентября, 2012
Кризис может поставить под угрозу существование компании. Правильная организация работы персонала позволит не только удержаться на плаву, но и подготовиться к будущему триумфу FR#6, январь…
Новая география аутсорсинга

Новая география аутсорсинга

23 Сентября, 2012
Перенос производства в страны третьего мира помогает существенно сэкономить на издержках. Брендодержатели оценили это преимущество еще несколько десятков лет назад. Сейчас по аутсорсингу выпускается…
Рынок после кризиса

Рынок после кризиса

23 Сентября, 2012
До конца кризиса осталось немного. Российский рынок одежды постепенно выходит на новый этап развития. Какие вызовы он бросает игрокам рассказала Анна Болдырева, аналитик компании Fashion…

Наши партнеры