Последние новости

Новых торговых центров не будет

23.09.2012
Новых торговых центров не будет
Рынок торговой недвижимости России прожил 2009 год в состоянии тихой паники.Упавший розничный оборот и дорогие кредиты вынудили некоторых ретейлеров уйти с рынка. Оставшиеся получили понижение арендных ставок. Новых торговых центров открывалось мало – увеличение шло только за счет ввода докризисных объектов. Тем не менее на 2010 год у экспертов не самые трагичные прогнозы

FR#11, апрель 2010

Осторожный выход «в свет»

По данным компании Jones Lang LaSalle, из самых крупных объектов, открытых в конце года, можно назвать два московских торговых центра: «Золотой Вавилон Ростокино» (арендопригодной площадью 170 тыс. кв. м) и «Город II» (110 тыс. кв. м). Из крупных объектов, запущенных в регионах, можно отметить «Сити Молл» в Южно-Сахалинске (41 900 кв. м), «РИО» в Белгороде (28 000 кв. м), первую фазу «МегаМаг» в Ростове-на-Дону (26 000 кв. м) и «Джем Молл» в Иркутске (21 000 кв. м).

В Москве торговые площади росли, скорее, по инерции. Из качественных торговых центров, построенных, но не открытых в 2008 году, только ТРЦ «Метрополис» запущен в 2009-м. Таким образом, из двадцати объектов, открытие которых планировалось в 2009 году, введено меньше половины.

Новые торговые центры открывались, заполнившись едва ли больше, чем наполовину. Открываться их вынуждали соглашения с якорными арендаторами, из-за которых девелоперы не дожидались готовности операторов торговой галереи.

Торговая галерея, как правило, зарезервирована, что позволяет девелоперам и консультантам объекта говорить о высоких показателях заполняемости, но решение об открытии магазина ретейлеры принимают с задержкой, наблюдая посещаемость нового объекта. Например, в Иркутске «Джем Молл» открылся заполненным только на 25%, в Москве «Золотой Вавилон Ростокино» – на 40%, «Город II» – на 60%. Однако самые успешные центры, такие как «Европейский», «МЕГА Теплый Стан», «МЕГА Химки», по-прежнему заполнены на 100%.

На 2010 год планами предусмотрено открытие порядка 15 крупных торговых объектов с

общей площадью более 1,6 млн кв. м. По прогнозам, как и год назад, откроют двери лишь половина. Дальше темпы ввода новых торговых площадей будут падать, так как в 2009 году не было заявлено о начале реализации новых проектов.

Строительство новых торговых центров напрямую зависит от скорости восстановления спроса, а он восстанавливаться не торопится.

Street retail всех переживет

Вакантные торговые площади в течение всего года появлялись не только за счет ввода новых объектов, но потому что арендаторы отказывались от существующих.

Из-за отказов арендаторов больше всего пострадал street retail. Виной тому ряд недостатков: низкая посещаемость, плохое местоположение, завышенные ставки. Собственники подобных помещений иногда продавали такие с серьезным дисконтом, доходящим до 50%. Сейчас большинство подобных «кризисных» предложений снято с рынка – собственники решили сдавать их в аренду снова. В свою очередь некоторые положительные тенденции в экономике в целом позволили ставкам аренды в сегменте street retail не только стабилизироваться, но даже немного подрасти относительно годовых минимумов. В среднем по городу доля вакантных площадей в сегменте стабилизировалась на уровне 10-20%. В 2010 году будет происходить постепенное заполнение торговых помещений, снижение доли вакантного предложения в сегменте и уменьшение показателя ротации арендаторов. В перспективе года показатель доли вакантных площадей имеет все шансы вернуться на докризисные уровни, в особенности это касается наиболее востребованных центральных улиц города.

Несмотря на то, что сегмент street retail подвергся более сильному воздействию кризиса, он остается достаточно защищенным в силу меньшей зависимости от кредитных средств. Значительное падение ставок говорит лишь о том, насколько был перегрет рынок и завышены цены.

В общем и целом эксперты считают, что последствия кризиса будут сказываться на рынке торговой недвижимости в течение нескольких лет. Оживления ситуации можно ожидать лишь к концу 2010 года.

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры