Последние новости

Особенности интернационального пошива

23.09.2012
Особенности интернационального пошива
Юго-Восточная Азия – это средоточие мирового производства одежды. Но так было не всегда. Управляющий партнер ITMM GmbH Райнхард Е. Депфер на форуме Российской розничной индустрии моды, приуроченном к 13-й выставке CPM, сделал исторический обзор мировых процессов переноса производства и дал практические рекомендации для тех компаний, которые хотят разместить заказы на пошив в азиатских странах

FR#10, январь 2010

Хронология разделения труда

Капиталоемкость всегда была отличительной чертой текстильной промышленности. С начала 70-х годов прошлого века после повышения оплаты труда в промышленно развитых странах, таких как Германия и США, отрасль стала еще и зарплатоемкой. И тогда, начиная с середины 70-х, дорогие производственные процессы стали переноситься в страны с низким уровнем оплаты труда.

Первой ласточкой стала компания Triumph International (из скромной швабской корсетной мануфактуры превратившаяся в транснациональную компанию). В 1969 году она «изобретает» разделение труда между капиталоемкими и зарплатоемкими производственными процессами за счет частичного переноса пошива в Венгрию: это дает ей не только экономию на издержках, но и таможенные преимущества.

В том же году в силу вступает так называемое Международное соглашение по экспорту хлопка, ограничившее объемы вывозимой готовой хлопковой продукции из стран Юго-Восточной Азии на территорию США и ключевых экспортных рынков Западной Европы, так как сложившаяся практика «ценового демпинга» имела колоссальные негативные последствия для рынков в целом. Данное соглашение в 1974 году было заменено Международным текстильным соглашением, регулирующим рынок всех материалов, кроме шелка. В течение 30 лет Международное текстильное соглашение (1974-2004 гг.) стимулирует процессы переноса производства. За 10 лет, с 1975-1985 гг., производство было перенесено в Югославию, Грецию, Португалию, Венгрию, Гонконг, Южную Корею.

Второй этап разделения труда пришелся на 1986-1995 гг. и затронул Польшу, Чехию, Словакию, Хорватию, Румынию, Болгарию, Северо-Западную Турцию, Малайзию, Шри-Ланку.

Третий этап процесса переноса производства проходил в 1996-2008 гг. На мушку попали Украина, прибалтийские республики, Македония, Юго-Восточная Турция, Египет, Сирия, Китай, Бангладеш, Индия, Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Изменилась не только география стран производства, но и состав заказчиков.

Если «вчера» (1975-1995 гг.) в международной отрасли производства и поставок готовой одежды было представлено лишь 6 категорий заказчиков (торговые концерны (отделы в магазинах), супермаркеты Cash&Carry (Metro), импортеры-оптовики, специализированные организации – объединения по закупкам, торговля почтой), то сегодня (1996-2008 гг.) они подразделяются уже на 12 категорий. Список категорий заказчиков дополнился филиалами/сетями (H&M, Esprit,s.Oliver и т. п.), торговлей по Интернету, дискаунтерами, супермаркетами/гипермаркетами, провайдерами услуг/агентствами-посредниками, логистическими компаниями, отраслевыми объединениями независимых специализированных компаний по сбыту готовой одежды.

Современные формы международного партнерства

Эти изменения потребовали систематизации заказчиков и форм международного партнерства. Во-первых, пассивный сценарий производства, то есть заказ на переработку давальческого сырья. Это значит, что производитель готовой одежды закупает материалы и фурнитуру «у себя дома», разрабатывает прототипы коллекции, а затем поставляет материалы и фурнитуру в заказанных объемах на собственную фабрику или производителю в ближайшей стране с низким уровнем оплаты труда, где коллекция и отшивается (раскрой, пошив, упаковка).

Второй вариант состоит в том, что заказчик самостоятельно разрабатывает прототипы коллекции из закупленных материалов и фурнитуры, а затем в электронной или материальной форме передает их нескольким прошедшим предварительный отбор производителям в странах с низким уровнем оплаты труда для разработки коммерческих предложений. После подписания договора заказчик за свой счет закупает у поставщиков материалы и фурнитуру, а также организует их доставку производителю. Контроль качества обеспечивается силами собственных технологов, командированных на предприятие производителя.

Третий тип партнерства возникает, когда заказчиком является торговое предприятие. От предыдущего варианта этот отличается тем, что выбранный заказчиком партнер-производитель за свой счет закупает материалы и фурнитуру, а на дополнительные расходы, включая стоимость раскроя, пошива и т. п., выставляет заказчику счет в виде штучной цены за единицу продукции.

Есть и другой случай, когда и разработку, и креативное оформление коллекции делает партнер-производитель. Тот в свою очередь по собственному усмотрению разрабатывает так называемые competence-коллекции, а затем самостоятельно предлагает их потенциальным заказчикам. Кроме того, производитель готов в соответствии с пожеланиями заказчика вносить в модели изменения (выбор материалов, стиль, расцветка, размеры, лекала) и достаточно быстро отшивать образцы измененных моделей. После размещения заказа он делает закупки необходимых материалов и аксессуаров за свой счет.

Рекомендации для заказчиков собственных торговых марок/privatelabel

Райнхард Е. Депфер предложил пример выполнения заказов привлеченным производителем из Китая, который содержит практические рекомендации в работе с международными производителями.

Цель: производство мужской коллекции casual из 240 моделей по заказу.

Заказчик: российская сетевая компания, имеющая собственную торговую марку. У сети 120 филиалов в России. Она имеет собственный дизайнерский отдел с директорами по разработке и моделированию на базе CAD.

Условия: в каждом новом сезоне команда креативных директоров посещает такие выставки, как Premiere Vision (Париж) или Expofil(Париж), получая там информацию об актуальных тенденциях в выборе тканей и цветов. На базе этих данных они создают базовую концепцию коллекции casual для своей целевой группы. Расчетные цены ориентированы на средний и высокий ценовые сегменты, что в обязательном порядке учитывается креативными директорами уже на этапе разработки базовой концепции новой коллекции.

Разработка продукции

Кроме парижских выставок, названных выше, информацию о самых модных тканях можно почерпнуть на выставках Milano Unica, Texworld,Interstoff Asia. Главное – сделать это вовремя, то есть за год до сезона продаж. Далее следует определение целевых групп в форме коллажа с атрибутами стиля жизни своего покупателя и учетом его возраста.

Следующий шаг – распределение мужских коллекций casual по категориям: куртки, пальто, брюки, трикотажные рубашки, рубашки-поло, свитера, вязаные кофты, футболки, трикотажные майки, аксессуары (головные уборы, шарфы).

В каждой категории определяется количество базовых моделей и количество вариаций моделей, например, свитера с различными вариантами отделки горловины. И после этого новая концепция превращается с полноценную коллекцию в виде «mix & match» с ростовкой, картой материалов и цветами.

Поиск партнеров в Китае

Находясь в процессе поиска партнеров, необходимо обязательно учитывать рекомендации поставщиков тканей и материалов относительно серьезных клиентов в Китае, а также рекомендации производителей раскройных, швейных, вязальных машин и прочего оборудования. Полезным окажется посещение таких выставок, как, например, Hong Kong Fashion Week, Chic Beijing, выставки мужской моды Nanjing.

Нужно также провести переговоры с крупными и мелкими агентствами – посредниками в Гонконге, например, Lee + Fung. Стоит посетить всех рекомендованных китайскими агентствами производителей, чтобы оценить уровень организации и профессионализма потенциальных партнеров-производителей.

Изготовление образцов

Каждая модель должна предоставляться в формате CAD с полным перечнем ее индивидуальных характеристик в цифровом формате. При наличии собственного ателье заказчику целесообразно отшить прототипы моделей из тех образцов тканей, которые прислали поставщики.

Производители, прошедшие предварительный отбор, получив прототипы, делают калькуляцию цен и предоставляют их заказчику вместе с собственными образцами продукции.

Ценообразование производителей базируется на трех основных факторах: затраты на покупку материалов, раскрой и производство готовой продукции (в минутном выражении рабочего времени).

Затраты на производство готовой продукции определяются в зависимости от объемов работы швей, а также требований к качеству продукции, предъявляемых заказчиком.

Лучший путь сокращения расходов состоит в разумном выборе материала: ткани на основе натурального волокна, смесь натурального и синтетического волокна, исключительно синтетические материалы (полиэстер, акрил и т. п.).

Определение розничных цен

Если вы работаете с несколькими производителями, логично сравнить их цены и при необходимости провести дополнительные переговоры. Получив окончательные закупочные цены, стоит исследовать другие слагаемые расходов: стоимость доставки, расходы на финансирование (расходы в виде капитала, изъятого из оборота в связи с предоплатой!), расходы на оформление документации и сертификатов, импортные пошлины (таможенные сборы, налоги), складские расходы, а также менеджмент (зарплаты персонала, принимающего непосредственное участие в процессе производства), а также расходы на дистрибуцию товаров в филиалах сети.

В розничной цене дополнительно учитываются аренда торговых площадей, стоимость электроэнергии, зарплата персонала магазинов, расходы на рекламу и мерчандайзинг, амортизация мебели и оборудования магазина, а также расходы на акции (скидки) со стандартно рассчитанных цен и – естественно – запланированная прибыль предприятия.

Независимо от данной «полной калькуляции» розничные цены определяются и в соответствии с критерием «визуальной ценности» моделей. В случае с моделями Basics цена существенно ниже, нежели цена «высококачественных моделей» или визуально более «ценных единиц продукции».

Фаза производства и поставки

Как правило, привлеченный производитель обязуется изготовить коллекцию в определенные сроки и подготовить ее к отправке. В случае нарушения lead time договором предусматривается штраф, размеры которого соответствуют масштабам ущерба, нанесенного заказчику из-за просроченной поставки.

Исключительно важно осуществлять перманентный контроль производственной фазы в режиме online силами командированного специалиста по контролю качества. Однако это самый дорогой способ обеспечения контроля качества. Самым бюджетным вариантом является выборочный послепроизводственный контроль изготовленной продукции. Обе услуги можно заказать у агентств-посредников, однако лучший из возможных вариантов – командировать собственного специалиста-технолога.

Если на протяжении нескольких сезонов заказы выполнялись хорошо и между заказчиком, агентством-посредником и производителем возникло доверие, то заказчику все-таки не стоит особенно расслабляться. Дело в том, что некоторые агентства-посредники меняют производителя, не ставя в известность заказчика. Как правило, их единственная цель в данном случае – увеличение агентского вознаграждения.

Агентство-посредник – это самое критическое звено в деловых отношениях между заказчиком и производителем продукции, однако проблемы, связанные с языком и менталитетом, зачастую препятствуют попыткам исключить посредника из цепочки.

Тщательность, тщательность и еще раз тщательность – только при таком подходе аутсорсинг даст нужные результаты.

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры