Последние новости

Перспективы для российских дизайнеров

23.09.2012
Перспективы для российских дизайнеров
В английском языке есть понятие – emerging designer. Так англичане называют новую кровь модной индустрии, без которой невозможно ее развитие. В России число таких дизайнеров с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Специально для их продвижения в Москве появился проект «Местная мода». Вопрос лишь в том, каковы шансы молодых талантов на коммерческую успешность в сегодняшних условиях российской модной индустрии?

FR#12, июль 2010

Молодо-зелено

Британская модная индустрия славится тем, что уделяет большое внимание молодым дизайнерам и поэтому считается самой прогрессивной в мире. В России до последнего времени все обстояло с точностью до наоборот. Однако ситуация, похоже, начинает меняться в лучшую сторону. В рамках RFW,. при поддержке Британского совета, 2 и 3 апреля в лофт-пространстве фабрики «Красный Октябрь» прошло трейд-шоу молодых независимых дизайнеров «Местная мода». Девиз этого некоммерческого проекта – «DIY or DIE» («Делай сам или умри»). На суд публики свои творения представили талантливые дебютанты и те, кто уже успел открыть собственные шоу-румы, как, например, Даша Гаузер.

Хотя в трейд-шоу приняли участие около тридцати творцов одежды, в России из так называемых молодых дизайнеров сейчас можно набрать целую армию. Они перекраивают одежду из бабушкиных сундуков, выдумывают сумасшедшие модели из капроновых колготок, полиэтиленовых пакетов и прочих нестандартных материалов. В мечтах они видят себя в образе нового Гарета Пьюи, Александра МакКуина, Реи Кавакубо… Пытаются всеми правдами и неправдами заявить о себе, и каждый наивно полагает, что когда-нибудь станет российским дизайнером номер один на глобальном рынке. Поэтому они подписывают свою одежду бирками с латинскими начертаниями своей фамилии. Но мало кто задумывается о коммерческой составляющей бизнеса и адаптации своих шедевров к рынку. Создают одежду молодые российские таланты по принципу «дизайн ради дизайна», что на практике означает: чем чуднее, тем лучше.

Тяжела и неказиста жизнь дизайнера-русиста

Российский дизайн – очень призрачное и почти неуловимое понятие, почти как средний класс. Если молодым британцам есть на кого равняться, у них есть почва и механизмы для развития, то в нашей стране модная индустрия на сегодняшний день – карточный домик, который собирается только во время недель моды. Тем не менее вопреки всему российские дизайнеры существуют. Андрей Бурматиков, директор консалтинговых программ Fashion Consulting Group, во время трейд-шоу «Местная мода» рассказал о пяти различных агрегатных состояниях дизайнерских марок и их нерадостных, в большинстве своем, сценариях развития (табл.).

Так, для существования дизайнерской марки в формате домашнего ателье достаточно продать машину, обзавестись четырьмя швеями, интернет-сайтом и быть любимым знакомыми и знакомыми знакомых. Операционная прибыль размером чуть более 2 тыс. руб. – хорошее подспорье в оплате квартплаты, а продажа машины окупится через 22 месяца.

Открытие эксклюзивного ателье подразумевает наличие состоятельных родителей либо друзей или партнеров. Зато громкое имя дизайнера будут обязаны узаконить глянцевые журналы, поклонники и знаменитости. Но вряд ли, к примеру, Viva Vox кому-то рассказывает, что каждый месяц кошелек эксклюзивного дизайнера пополняется всего на 12 тыс. руб.

Проповедники собственного стиля и владельцы бутика в одном флаконе для раскрутки бизнеса нуждаются, помимо прочего, в промоутере, который сделает лицо дизайнера и его одежду узнаваемыми в тусовке. Однако в таком случае дизайнеру до конца дней придется молиться за нее и пить за ее здравие. Ведь только пока жива тусовка, у дизайнера будет хлеб с маслом.

Больше повезет тем, кому удастся заполучить инвесторов, как, например, Денису Симачеву, а значит, пробиться в немногочисленные массы состоятельных патриотов – модников среднего звена и представителей богемы.

Большими объемами, которые позволяют снижать цену за каждое изделие, похвастаться может разве что марка Vassa, одна из немногих компаний, успешно развивающих собственную розничную сеть. Сказывается удачная концепция и западные стандарты строгого бизнес-планирования.

Взгляд из-за океана

Над судьбами российского дизайна размышляют не только отечественные, но и иностранные головы. Недавно американское консалтинговое агентство Russian Trends Watch обнародовало результаты исследования российского fashion-рынка. В отчете представлен рейтинг самых узнаваемых за границей русских дизайнеров и указаны основные проблемы отечественной индустрии моды.

Все выводы сделаны на базе экспертного опроса американских байеров и представителей российской fashion-индустрии – от дизайнеров и бренд-менеджеров до стилистов, редакторов глянцевых изданий, независимых блогеров и розничных продавцов.

Эксперты в один голос говорят, что Россия – один из ведущих мировых потребителей предметов роскоши. Даже в период глобального спада спрос на luxury-товары рос. И будет расти, потому что Россия остается одной из самых богатых стан мира. Что касается собственных брендов, то внутри модной промышленности грядут кардинальные перемены, связанные с переходом к профессиональному менеджменту и ориентацией на экспорт. Не исключены громкие слияния и поглощения, указывается в отчете.

Говоря о текущем состоянии отечественной индустрии моды, американские эксперты отмечают общую незрелость российских брендов и системы продвижения в сравнении с розничным luxury-сектором. Компаниям не хватает четкой оргструктуры. Объем производства слишком мал. Серьезной проблемой для развития дизайна в России специалисты считают низкую бизнес-грамотность российских дизайнеров, которые de facto часто являются и директорами своих брендов. Большинство марок получают поддержку из венчурных капиталов. Очень часто вложения не возвращаются, что никак не стимулирует развитие; его тормозит и недоразвитая инфраструктура, а также слабые производственные мощности еще действующих текстильных фабрик. Развитию мешают и непомерно высокие затраты на логистику, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, дефицит управленческих кадров и отсутствие профессиональных независимых СМИ. Свою каплю дегтя добавляют высокие арендные ставки для промышленных и торговых зон и неразвитость культуры дизайна класса hi-tech и hi-end практически во всех областях.

Почему с нами не играют

В целом, согласно отчету RTW, российская мода из-за рубежа кажется невероятно перспективной отраслью с внушительным коммерческим потенциалом. «Практически во всех странах мира высок процент русскоговорящего населения, которое может стать основным потребителем продукции российских брендов, – отмечается в исследовании. – Этот факт поддерживает высокий интерес американских и европейских байеров к продукции российской текстильной и модной промышленности».

Однако дальше интереса дело практически не двигается, и бутиков наших дизайнеров в Европе и США больше не становится. В чем же дело? Байеры говорят, что не закупают по трем причинам. Во-первых, нехватка марок. В нашей стране нет ни одного дизайнера или бренда, узнаваемого и авторитетного за рубежом. Во-вторых, слабые производственные мощности наших предприятий не гарантируют стабильного качества товара. Кроме того, средняя норма прибыли в России составляет 29% от себестоимости против 12% в США. В-третьих, марки трудно продвигать из-за низкого качества POS-материалов. Негативную роль играют языковые и кросс-культурные проблемы. Редакторам зарубежных глянцев и байерам очень трудно общаться с российскими дизайнерами, для которых владение иностранным языком – исключение, а не правило. Кроме того, по словам многих из опрошенных бизнесменов, им проще вообще не иметь дел с российскими компаниями, чем месяцами ждать отгрузки товара.

Кто спасет российский дизайн

Почти все отечественные бренды ориентированы на внутренний рынок. По сведениям RTW, 80% выпускаемой в стране модной одежды шьется в Китае, Турции или Италии, так как производство внутри России в несколько раз дороже. При этом 60% всей продукции реализуется в Москве, 18% – в Санкт-Петербурге, остальное распределяется по отдельным городам и регионам. Это исключает более 80% населения России из целевой аудитории, что, правда, дает хорошие возможности для развития локальных, региональных брендов.

Основные причины такого положения дел просты: слабый авторитет наших кутюрье на родине, высокие цены (во многом из-за малых тиражей коллекций), ограниченное распределение по городам. Для сравнения, в Бразилии, Индии и Китае 80% покупок одежды приходится на собственные бренды.

Открыто постулируя недееспособность российских компаний грамотно и быстро освоить внутренний рынок, аналитики центра RTW прогнозирует приход в течение 2010–2012 годов европейских и американских управляющих компаний, которые начнут скупать наиболее успешные отечественные марки.

Анна Комиссарова

TOP-10 русских дизайнеров за рубежом (по версии RTW)

Денис Симачев

Валентин Юдашкин

Вячеслав Зайцев

Александр Терехов

Хелен Ярмак

Гоша Рубчинский

Сергей Теплов

Васса

Елена Шумило & Ольга Елагина

Алена Ахмадуллина

Комментарии

Алена Ахмадуллина:

«Сегодня существует около десятка рейтингов российских дизайнеров. Что интересно, список дизайнеров остается неизменным, а места распределяются в зависимости от лояльности агентства к дизайнеру или от заказчика исследования. Мы, в свою очередь, с глубоким уважением относимся к агентству RTW и к работе, проведенной при составлении данного рейтинга, но, судя по западным публикациям, бренды Alena Akhmadullina, Denis Simachev или Igor Chapurin хорошо известны тамошним законодателям моды. Их знают профессиональные байеры, журналисты, редактора журналов мод. О них пишут DailyTelegraph и Le Figaro, не говоря уже о глянцевых изданиях Vogue,L'Officiel, Elle и многих других. Если говорить об объемах продаж, конечно, российские бренды уступают в оборотах таким гуру fashion-индустрии, как Chanel, YSL, Dior и т.д. Но этим модным домам уже больше 50 лет, мода на Западе стала развиваться раньше и более быстрыми темпами… И все же я надеюсь, что в скором времени российские бренды займут свою нишу на мировом олимпе успеха и процветания fashion-индустрии.

Елена Васса:

«Если говорить о российском дизайне в целом, то я согласна с результатами исследования RTW. Тем не менее могу утверждать, что наша компания ведет бизнес в алгоритме, идентичном зарубежному. Мы регулярно выпускаем новые коллекции и поставляем их в магазины по тому же графику, что и иностранные компании. Четкая оргструктура, хорошая кредитная история, достаточная известность нашей компании на рынке вызывают доверие западных партнеров: к нам поступают предложения от производителей тканей, инвесторов, крупных брендов.Cerutti, например, создает для нас коллекции Limited edition. Однако открытию магазинов за рубежом мешают объективные причины. Обеспечение регулярных поставок на экспорт слишком затратно и проблематично – механизмы не отработаны на государственном уровне. К тому же на иностранных рынках российских дизайнеров никто не ждет. Мы не в состоянии тягаться с рекламными бюджетами fashion-гигантов даже на внутреннем рынке. Российский рынок слишком открыт и привлекателен, а отечественные производители ничем не защищены. Кроме того, у большинства российских дизайнеров сегодня есть только имя, не подкрепленное ни постоянным узнаваемым стилем, ни отлаженным производством и регулярной сменой коллекций, ни внушительным числом лояльных покупателей. Каким иностранным компаниям это нужно? Они покупают только готовые структуры. Иначе намного проще все начать с нуля».

Алина Асси:

«RTW абсолютно право в своих выводах. Создание дизайнерской одежды – это бизнес. Но в России это делать невозможно, поскольку отечественные производители никак не защищены государством. Стоимость тканей очень высокая, производственных мощностей не хватает… Складывается ощущение, что мы не нужны собственной стране. Естественно, у нас нет опыта грамотного построения и управления fashion-бизнесом. Поэтому российские дизайнеры в большей степени занимаются самопиаром, а не производством одежды. Примерно семь имен дизайнеров у всех на слуху, но кто знает, какую одежду они создают? Поэтому я считаю, если иностранцы захотят нас выкупить, то пусть выкупают, если мы больше никому не нужны».

Рейтинг

Наши партнеры