Последние новости

Перспективы в регионах

12.09.2012
Перспективы в регионах
Рассуждая о региональном развитии, торговые сети, западные и отечественные дистрибьюторы одежды и обуви в первую очередь имеют в виду российские города-миллионники. Все они различаются по уровню развития потребительского рынка, а значит, и с точки зрения перспективных объемов продаж. Но в связи с постоянным ростом конкуренции в городах-миллионниках, компании начинают уделять все больше внимания и средним городам. Исследовательский центр COMCON специально для специалистов индустрии моды провел комплексную оценку потенциала российских регионов

FR#2, 2008

Оценка проводилась с учетом четырех критериев: развитость потребительских рынков, численность и доходы населения, развитость рынка глянцевых журналов, рекламная активность fashion-сегмента.
В 2007 г. в России было 12 городов-миллионников: Новосибирск, Нижний Новгород Екатеринбург, Омск, Самара, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж. Тринадцатый – Санкт-Петербург – всеми операторами выделяется как отдельный субъект, требующий особого подхода. В «листе ожидания» ритейлеров города, в которых число жителей меньше миллиона, но которые очень быстро развиваются: Краснодар, Тольятти, Тюмень, Ярославль. С точки зрения развития потребительского рынка COMCON выделяет три группы городов-миллионников: лидеры, развивающиеся, аутсайдеры. Большая часть входит в первую (см. табл.).
В городах всех типов (более 1 млн человек, от 500 000 до 1 млн, меньше 500 000) средняя зарплата за несколько лет выросла вдвое и более. В среднем по России в 2006 г. она составила 7583 руб. в месяц (за 2007 г. данных пока нет). При этом доля расходов на непродуктовые категории товаров в семьях составляет более половины.
Самая высокая средняя зарплата в Москве – она составляет 11 424 руб. в месяц. На втором месте Екатеринбург, где только за последний год этот показатель вырос на 41%. Эта цифра является рекордно высокой для страны. В среднем зарплата в городах-миллионниках – 7223 руб. в месяц. Санкт-Петербург занимает только пятое место после Перми и Красноярска. В целом уровень доходов в регионах растет быстрее, чем в столице: в Саратове, Челябинске и Перми – более 30% за год. Москва же только на девятом месте.
Интернет-технологии быстрее всего развиваются на Дальнем Востоке и в Западной Сибири. Жители этих регионов больше, чем в других, тратят денег на здоровье и красоту. Хуже всего обстоит дело с развитием Интернета в Центральном черноземном округе. В то же время здесь наиболее сильна ориентация потребителей на бренд (29% от общего числа готовы переплатить за товар известной им марки). На втором месте по этому показателю – жители Восточной Сибири (19,5%), Москвы (19,4%) и Северного Кавказа (18,8%).
Особо стоит остановиться на перспективах развития торговли в Сочи. Естественно, город в преддверии Олимпийских игр ждут колоссальные инвестиции в спортивную инфраструктуру. Но как это повлияет на торговлю и торговую недвижимость? Исторически торговых центров здесь было мало. Сейчас в Сочи, по сути, только один значительный объект – это комплекс «Торговые ряды». Ставки аренды на первых этажах – $1000–1800 за 1 кв. м в год. Рядом с Морским вокзалом сооружается два торговых центра (площадь обоих – в пределах 5000 кв. м). Еще один планируется построить в центральной части города (ориентировочно – 15 000 кв. м). Сопоставимый по площади центр возводится рядом с Центральным рынком, но в нем часть площадей будет отдана под офисы. Более крупный торгово-развлекательный центр заявлялся на набережной (50 000 кв. м), но пока его строительство не подтверждено. Главные торговые магистрали города: улицы Воровского, Островского, Горького и Курортный проспект. Ставки аренды примерно одинаковы – $800–1200 за 1 кв. м в год. Немалую долю торговых площадей предоставляют старые отели.

Основные характеристики российских регионов

Центральный федеральный округ:
- финансовый центр России;
- занимает 3,8% территории страны;
- численность – около 38 млн человек;
- центры развития торговли (помимо Москвы) Воронеж, Ярославль, Рязань, Тула, Липецк.

Северо-Западный округ:
- экономика развивается более низкими темпами, чем в целом по России;
- численность – около 13,9 млн человек;
- центры развития торговли – Санкт-Петербург; города, население которых не превышает 450 000 человек, – Калининград, Мурманск, Архангельск, Череповец, Вологда.

Южный федеральный округ:
- наиболее европеизированный регион;
- занимает 3,5% территории страны;
- численность – около 23 млн человек (за последние 10 лет выросла на 10%);
- центры развития торговли – Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь.

Приволжский федеральный округ:
- 23,9% промышленного производства;
- занимает 6,1% территории страны;
- численность – около 31 млн человек;
- 6-е место по доходам на душу населения;
- центры развития торговли – Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа и Пермь, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Ижевск, Пенза, Набережные Челны.

Уральский федеральный округ:
- 19% внешнеторгового оборота и 20% ВВП;
- занимает 8% территории страны;
- численность – 23 млн. человек;
- 2-е место по доходам на душу населения;
- центры развития торговли – Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Нижневартовск и Сургут.

Сибирский федеральный округ:
- гигантский железнодорожный, автотранспортный, авиационный и судоходный транспортный узел, расположенный между Европой и Азией;
- 11,4 % ВВП;
- занимает 1/3 территории страны;
- численность – около 20,5 млн человек;
- центры развития торговли: Новосибирск и Омск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Томск.

Дальневосточный федеральный округ:

- самый крупный по территории – 36,4%,
- численность – около 38 млн человек;
- средняя покупательская способность ниже, чем в остальных округах;
- центр развития торговой недвижимости – Владивосток.

Основные тенденции развития
Движущие факторы развития торговли – активное развитие экономики и потребительского кредитования. Частные сбережения по-прежнему нехарактерны для населения, вследствие чего рост потребкредитования обеспечивает значительную часть всего объема продаж. Вместе с ростом объема продаж расширяется и ассортимент продукции (особенно в секторе товаров народного потребления). Розничная торговля в Москве следует сезонному прогнозу, предполагающему значительный рост в декабре, когда предновогодние продажи добавляют 34% к среднему объему продаж за январь – октябрь.
Роль столицы как центра розничных продаж постепенно снижается. Это свидетельствует о дальнейшем развитии розничной торговли в регионах. Региональные торговые центры стали конкурентоспособными (по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом). В столице в торговых центрах доля свободных помещений меньше 1%, в 12 лучших торговых коридорах чуть больше – 2–10%. При этом в Москве наметилась тенденция к снижению темпов роста строительства торговых центров. Так, до конца 2008 г. будут открыты лишь два крупных торговых центра: «Каширский молл» (200 000 кв. м) и «Метрополис» (205 000 кв. м).
Арендные ставки на коммерческую недвижимость в регионах стали рыночными, стоимость аренды сопоставима со столичной. Для справки: в Москве средняя ставка за аренду варьировалась от $900 до 2000 за 1 кв. м в год. В регионах ежегодные темпы роста арендных ставок составят 20–35%.
По количеству качественных торговых площадей на душу населения лидирует Екатеринбург, где этот показатель вырос за год почти в два раза. Далее – Санкт-Петербург, Самара, Казань и Нижний Новгород. Москва только на шестом месте. Наиболее активно торговая недвижимость растет в Волгограде, где за год количество квадратных метров торговых площадей увеличилось в 2,5 раза.
В 2006 г. COMCON выявил несколько основных типов покупателей: «выживающие» (17,8%), «новаторы» (15,5%), «обыватели» (14%), «стремящиеся» (13,4%), «благополучные» (11,5%), «достигшие успеха» (11,3%), «традиционалисты» (10,8%), «беззаботные» (5,8%).
Увеличиваются инвестиции в региональные проекты (как со стороны российских, так и иностранных компаний) Повышаются доходы населения, покупательская способность. Растет количество качественных объектов коммерческой недвижимости. Снижается число рынков и торговых площадей старых форматов.

Для определения потенциала продаж в том или ином регионе COMCON предлагает проанализировать индекс развития бренда (BDI) и индекс развития отрасли (CDI). BDI рассчитывается как отношение процента потребителей торговой марки в данном регионе/городе от всех потребителей марки в России к проценту населения данного региона/города от совокупного населения в регионах, где марка присутствует.
CDI рассчитывается как процент потребляющих товары данной категории в данном регионе/городе от совокупного потребления этой категории в России к проценту населения данного региона/города от населения по России.
Комбинация двух индексов и позволит сделать прогноз о том, насколько успешным будет выход на рынок.

Галина Кузнецова

Рейтинг

Наши партнеры