Последние новости

Портрет российского рынка одежды

12.09.2012
Портрет российского рынка одежды

Что представляет собой российский бизнес по продаже готовой одежды? Кто является главным игроком? Каковы обороты компаний, работающих на рынке? Каковы перспективы развития?

FR# 2, 2008

Объем рынка
По данным Fashion Consulting Group, в 2006 г. объем рынка готовой одежды составил $24–25 млрд (рост — 30%); одежды для среднего класса — $12–13 млрд (+10–15%). Сегмент премиум-класса достиг $2,5–3 млрд. По прогнозам, к 2010 г. объем рынка одежды вырастет до $45 млрд. Согласно опросу AC Nielsen, 74% респондентов готовы потратить средства, оставшиеся после основных расходов, именно на одежду. Для сравнения: на те же цели готовы потратить свои деньги только 41% европейцев. Большинство продукции, представленной на рынке, производится за рубежом или в России по системе франчайзинга из тканей иностранного происхождения. Доля иностранного присутствия составляет примерно 80% (причем значительная часть принадлежит товарам из Китая, Турции, Италии). Отечественная продукция, по оценкам экспертов, занимает не более 20%. Российский рынок вряд ли можно назвать цивилизованным: 40% продаж в Москве и около 80% в регионах приходится на вещевые рынки.

Форматы
Сейчас в стране действует более 3000 вещевых и смешанных рынков с совокупным оборотом около $12 млрд (данные ИК «Финам»). При этом их количество сокращается примерно на 5% в год, а совокупный оборот падает на 15%. В последние несколько сезонов снижается и популярность street retail в связи с тем, что все больше розничных операторов переходит в торговые центры. С другой стороны, непрекращающийся рост арендной платы и постоянный срыв сроков сдачи новых торговых центров не позволяет однозначно утверждать, что будущее за централизованной торговлей. В России стремительно увеличивается число дискаунтеров, что также ставит под угрозу развитие торговых центров других форматов. В ближайшие два года в России должно быть построено около 4 млн кв. м новых торговых площадей. Но спрос на качественные торговые площади все равно будет опережать предложение. Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости приведет к росту арендных ставок в профессиональных торговых центрах и к их снижению в неудачных с точки зрения расположения объектах. В 2008–2010 гг. пройдет волна реконструкций торговых центров. Другими словами, трудности с поиском и выбором места для торговли сохранятся.

Обороты
Оборот ведущих операторов (таких, как «Глория Джинс») составляет около $200 млн, а средний годовой оборот компаний, входящих в десятку крупнейших, достигает $90–93 млн. Отечественный рынок одежды ненасыщен и в настоящее время малорискован.

Сегменты
По-прежнему востребован мужской костюм. Также в 2005–2006 гг. возрос спрос на детские костюмы. Аналитики связывают это с введением во многих школах форменной одежды. Перспективны рынки спортивной одежды и нижнего белья.
Отметим, что на российском рынке одежды начинают проявляться тенденции, характерные для развитых западных рынков. В первую очередь это ускорение производственного цикла и увеличение объемов производства с одновременным снижением издержек. В связи с этим сокращается доля практичных вещей «на каждый день». Если несколько лет назад последние составляли до 90% коллекций, то сейчас — не более 15%.

Особенность рынка
Сети по продаже одежды развивают владельцы других бизнесов. Перспективы индустрии моды уже оценили совладелец «Седьмого континента» Владимир Груздев и президент банка Deutsche UFG Илья Щербович (сеть женской одежды Incity), совладелец «Вимм-Билль-Данна» Сергей Пластинин (сеть молодежной одежды Kira Plastinina, в перспективе сети Fresco, Taxi, «Модный базар»), совладелец «Эльдорадо» Олег Яковлев (магазины «Авеню»). Один из основателей «Старика Хоттабыча» Игорь Сосин создает сеть Modis в равных долях с Фондом прямых и венчурных инвестиций Troika Capital Partners. Планируемые инвестиции — $250 млн, к 2010 г. компания намерена достичь оборота в $1 млрд. Другие игроки не строят столь грандиозных планов. Возможно, оптимизм Игоря Сосина связан с концепцией Modis. По его словам, сеть должна стать полным антиподом господствующей на рынке модели одежного ритейла. В представлении бизнесмена магазин одежды должен иметь: площадь — 1500–3000 кв. м, 10 касс на выходе, ассортимент из 10 000–12 000 наименований с частотой обновления коллекций до 8 раз в год.
По словам управляющего партнера «Ренова Капитал» Олега Царькова, они готовы инвестировать $20–50 млн в индустрию моды, но пока не нашли подходящий объект. Кстати, это не первый случай, когда фонды прямых инвестиций проявляют интерес к ритейлу одежды. Еще в 2004 г. фонд DRF под управлением Delta Capital Management приобрел пакет акций сети «Вещь!», оборот которой в 2006 г. составил $46 млн.
Рынок одежды обладает еще одной важной особенностью. Наиболее эффективным вариантом ведения бизнеса здесь является сочетание «собственное производство + ритейл». Именно так действует «Глория Джинс». Причем в перспективе фирма хочет установить контроль над розницей. Пока из 300 магазинов, где продаются товары под этой маркой, в собственности компании — 55. Остальные работают по франчайзингу. Розница обеспечивает 18% оборота, к 2010 г. ее доля должна вырасти до 80%, а общий оборот компании — до $600 млн. Франчайзинг, по мнению владельца «Глории Джинс» Владимира Мельникова, это вчерашний день: сейчас, когда информационные технологии в разы облегчают управление, незачем отдавать прибыль другим.
В корпорацию «Глория Джинс» входит 10 фабрик. Производит джинсовую одежду для взрослых, молодежи и детей под марками Gee Jay и Gloria Jeans, которую носит более 40% российских детей. Кроме того, выпускает и продает модный casual, трикотаж.
К сочетанию собственного производства и собственной торговли стремятся и остальные отечественные сети. Правда, некоторые из них выбирают более компромиссный вариант: собственное производство + розница + продвижение тех западных брендов, которые в ближайшие годы вряд ли смогут самостоятельно добраться до российского рынка. Подобной стратегии придерживаются Extra, Dis, Soda и ряд других компаний.

Наиболее узнаваемые марки
Среди наиболее часто упоминаемых марок одежды следует выделить Oggi (4% респондентов), Benetton (3%), Mexx (3%). Кроме названных наиболее активны в среднем сегменте Sela, Glance, Vassa, Zara, Zarina, Mango, Esprit, «Твое», BeFree.

Отечественные производители и поставщики одежды
Швейная фабрика ОАО «Северянка», «Мэлон Фэшн Груп»
Группа «Русский трикотаж»
ЗАО «Славянский текстиль»
Фабрика одежды Санкт-Петербурга (ЗАО «ФОС-П»)
Альянс «Русский текстиль» и ТДЛ-Холдинг

Иностранные производители и поставщики одежды
Benetton
Группа компаний Fashion Continent
MEXX
Zara
Gap
Немецко-бельгийская компания C & A
Hugo Boss
Холдинг Arts Group
F. D. Lab
Finn Flare

Основные игроки рынка повседневной одежды
Sela
«Панинтер»
Группа «Ж»
«ДжамильКо» + ЛВБ
«Энроф»
Modis
ООО «Модный континент»
Kira Plastinina и Taxi
«Вещь!»

Основные игроки рынка детской одежды
«Арктика»
«Глория Джинс» для детей
Концерн «Детки»
Компания «Аладдин и Ко»
Sela для детей
Компания Tartine et Chocolat
«Кенгуру»

Ведущие производители и продавцы спортивной одежды
Adidas Group
Nike
Puma
Columbia Sportswear Company

Мультибрендовые спортивные сети
«Спортмастер»
Intersport
«Эпицентр»

Основные игроки рынка джинсовой одежды
«Глория Джинс»
Levi Strauss
Guess
VF Corporation
Diesel
Vigossjeans
Mavi Jeans

Ожидаемые события
В исследовании, проведенном ГФК «Русь» для сети Modis, рассматривались две возможные модели развития российского рынка одежды: чешская и польская. Для Чехии характерно развитие национальных розничных сетей, приход международных игроков, активное строительство торговых центров. В Польше торговля одеждой продолжает концентрироваться на вещевых рынках. По прогнозам ГФК «Русь», города-миллионники пойдут по чешскому пути», города с населением менее 500 000 человек — по польскому.
В 2008 г. будет принят закон, регулирующий правовые отношения франчайзеров и франчайзи. Предполагается, что он упростит жизнь и владельцам, и покупателям франшиз.
Во второй половине 2008 г. в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге должны открыться магазины шведской компании Hennes & Mauritz (H&M). Сейчас под вывеской H&M работает 1345 магазинов в 20 странах. Опыт развития восточноевропейских рынков показал, что именно H&M, из всех западных сетей наиболее сфокусирована на работе с молодежным форматом, что может кардинально изменить расклад сил.

Галина Кузнецова

Рейтинг

Наши партнеры