Последние новости

Союзники по (не)счастью

23.09.2012
Союзники по (не)счастью
Российские границы Всемирный банк в 2004 году назвал неэффективными, дорогостоящими и даже опасными. Через шесть лет после этого заявления ситуацию нельзя назвать радикально изменившейся. Хотя, несомненно, наведение порядка чувствуется – достаточно февральское закрытие двух постов по оформлению импорта в крупнейших петербургских терминалах. Тогда результатом стал транспортный коллапс и полная тишина о дальнейших телодвижениях ФТС. А в июне грядет введение в действие Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Как изменятся условия доставки с появлением нового экономического чуда? Пока новую ситуацию дистрибьюторы одежды охарактеризовали как «бардак». Из чего и как она сложилась?

FR#12, июль 2010

Суть интеграции

Таможенный союз предполагает использование единой таможенной ставки на ввоз товаров для всех стран-участниц, отмену таможенных границ между ними и перенос таможенного контроля с внутренних на внешние границы Союза. Предусмотрены Единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура, единый перечень товаров, запрещенных к ввозу и вывозу. В общей сложности предполагается подготовить 15 нормативных документов и согласовать тысячи позиций. Идеология объединения – взаимные уступки, взаимная поддержка и огромный рынок. На ноябрьской встрече стран – членов ЕврАзЭСПрезидент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул важность объединения: «Впервые за последние годы мы договорились передать часть нашего государственного суверенитета наднациональным органам. Этот наднациональный орган теперь будет принимать решение в отношении таможенного тарифа». Согласно расчетам Института народнохозяйственного проектирования РАН, к 2015 году страны – участницы Союза получат за счет интеграции дополнительно около 15% ВВП. Правда, как это будет работать на практике, пока мало кто понимает. Зато Единый таможенный тариф уже определен. На 92% он создан на базе российских таможенных пошлин. Размер Единого таможенного тарифа для ввоза одежды – 10 евро за 1 кг, но не меньше 3 евро за 1 кг. По некоторым позициям – не ниже 4 и 5 евро.

Для справки – компания Fashion Consulting Group оценивает объем рынка одежды в кризисном 2009 году в $40 млрд, в том числе сегмент одежды для среднего класса — в $14 млрд (35%). По оценке британской Verdict Research, наш рынок, который до кризиса рос минимум на 12% в год, вошел в шестерку крупнейших в Европе наряду с Великобританией, Германией, Испанией, Италией и Францией.

Хронология

2009

27 ноября: подписание договора о Таможенном кодексе Таможенного союза.

2010

1 января: вступление в силу Единого таможенного тарифа

1 июля: вступление в силу Таможенного кодекса.

(уже сейчас понятно, что в эти сроки он не заработает, но это не снимает связанных с ним проблем); отмена таможенных границ между Россией и Белоруссией.

2011

1 июля: отмена таможенных границ между Россией и Казахстаном.

Таким образом, к июлю 2011 года у трех стран должна появиться общая таможенная граница.

Изменений еще немало.

Изменение сроков

Увеличились сроки:

- уплаты таможенных пошлин, налогов – с 15 дней до 4 месяцев;

- проведения постконтроля – с 1 года до 3 лет;

- предъявления товаров при предварительном декларировании – с 15 до 30 дней;

- переработки товаров на таможенной территории – с 2 до 3 лет;

- помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, – с 6 месяцев до 1 года.

Сократились сроки:

- выпуска товаров – с 3 до 2 дней;

- выпуска необлагаемых пошлинами экспортируемых товаров – до 4 часов;

- регистрации транзитной декларации – с 2 до 1 часа.

Установлены сроки:

- на организацию таможенного сопровождения – в течение 24 часов с момента принятия решения;

- на регистрацию или отказа в регистрации декларации – не более 2 часов с момента подачи декларации;

- на совершение перевозчиком операций в месте прибытия/доставки – 3 часа с момента предъявления товаров;

- на стоянки транспортных средств в местах перемещения товаров: автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт – 3 часа, водный транспорт – 8 часов.

Изменение условий перевозок

1. У декларанта появляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров.

2. Любой участник ВЭД сможет работать в любой точке государств – участников Таможенного союза.

3. Перевозка открывается от внешней границы Таможенного союза сразу до места нахождения получателя, в каком бы государстве Таможенного союза он ни находился.

4. Перевозчики, в том числе таможенные, имеют право перемещаться по всей территории Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств – участников Таможенного союза.

5. Сумма обеспечения для таможенных перевозчиков сократилась с 20 млн руб. до 200 тыс. евро (около 9 млн руб.).

6. Железнодорожный перевозчик вообще освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров.

7. Контейнеры отнесены к транспортным средствам, что снимает много проблем по контролю за временным ввозом контейнеров.

8. Решено отказаться от солидарной ответственности брокера и плательщика платежа (хотя такая поправка недавно внесена в Таможенный кодекс РФ). Однако другие стороны пока к этому не готовы. Тем не менее солидарная ответственность продолжит действовать в России, заявлен переходный период в один год, в течение которого такую же норму должны будут ввести и Белоруссия, и Казахстан

9. Не предусматривается возможность использования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования.

Правовые нестыковки

К сожалению, па практике Таможенный союз работает по традиционному российскому принципу: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Противоречия между российскими законами и Таможенным кодексом Таможенного союза собрал, систематизировал и озвучил профессор Таможенной академии, доктор экономических наук Геннадий Войтешонок.

Естественно, для России один из самых важных вопросов – изменение условий транзита, потому что из Европы товары будут приходить через Белоруссию, из Китая – через Казахстан. И тут сразу возникает первое противоречие. В России в качестве транзитной может использоваться предварительная таможенная декларация. А Таможенный кодекс Союза это не разрешает.

Второе противоречие связано с местом оформления товаров, задекларированных с помощью все той же предварительной декларации. Согласно проекту российского закона такие товары после прибытия должны быть предъявлены таможенным органам в местах, приближенных к государственной границе России. А Таможенный кодекс Союза просто не предусматривает случаев, когда предварительное декларирование делается в одном государстве, а товар прибывает на территорию другого.

И наконец, кто, кому и как будет перечислять платежи? В российском законе описаны все случаи, регулирующие исполнение (прекращение) обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Таможенный кодекс Союза к полномочиям национального законодательства относит вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных платежей исключительно при установлении специальных таможенных процедур. Отдельный вопрос – ввоз в Калининградскую область. Пока он тоже никак не отрегулирован.

В итоге, по мнению Геннадия Войтенкова,: расхождение требований национального и международного таможенного законодательства приведет к «уклонению от принятия решений лицами, ответственными за таможенный контроль», «увеличению сроков таможенного оформления». А это, в свою очередь, обернется «ростом убытков для участников ВЭД и снижением внешнеторгового оборота», а также «ростом количества судебных исков об обжаловании решений таможенных органов». Равное положение участников торгового оборота обеспечить не удастся. Административных барьеров станет больше. Все вместе взятое лишь увеличит издержки. Но и это еще не самое худшее. То, что дистрибьютор не сможет гарантировать выполнений условий по заключенным сделкам, – конечно, плохо, но это проблема одной отдельно взятой компании. В масштабах же всего рынка это приведет к трудностям в создании общего экономического пространства.

Не случайно после майской встречи первых лиц государств – участников Таможенного союза премьер-министр России Владимир Путин заявил, что с 1 июля Союз в полную силу не заработает.

Раймондо Пегораро, Euromondo:

- Из-за новых таможенных правил наши клиенты поздно получили товар, и теперь проблемы могут быть у них. Сезон проходит, время уходит, а они не успели продать все. Если на таможне из-за каких-то внутренних структурных изменений грузы задерживаются, то это сказывается на продажах. Когда появляется новый закон, он должен сразу четко работать. Перед тем как принимать новые правила работы таможенных структур, надо подготовить к этому таможенную систему.

Александр Терехов, Euromondo:

- С нашей точки зрения, задержки на таможне возникают по двум причинам. Во-первых, транзитные таможенные пункты имеют очень низкую пропускную способность. В результате машины выстраиваются в длинные очереди, чтобы въехать на территорию России. Во-вторых, таможенные пункты не соответствуют современным техническим стандартам. Там много бумажной работы, требующей колоссального количества времени, и сокращения бумажной волокиты мы пока не почувствовали.

Время стоянки автомобилей на таможенных пунктах может сократиться не от широты душевной, а за счет создания платных перехватывающих паркингов, на которые будут загоняться машины. За ожидание своей очереди на подобном паркинге придется платить. После этой парковки машина должна съезжать на таможенный терминал и достаточно быстро там оформляться. Но когда появятся перехватывающие паркинги, никто не уточняет, – завтра-послезавтра, через месяц, год, десять лет?

В целом мы остаемся оптимистами, за исключением того, что сроки не обозначены. А движения, может быть, делаются и правильные.

Люди теряют в оборотах, в прибыли, и все это сказывается на общей структуре рынка, убивая нормальную, здоровую конкуренцию, потому что в неравных условиях оказываются различные системы работы.

У нас, к сожалению, вся система, и таможенная в том числе, построена на бюрократии. И в ней много серых схем. Ведь несмотря на то, что машины долго не выпускают с таможенных терминалов, досматривают с какой-то сверхтщательностью, некоторые компании чувствуют очень неплохо и очень быстро проходят.

Если таможня работает просто, понятно и быстро, серые схемы никто применять не будет. Это просто лишено смысла. Во многих случаях таможня намеренно усложняет систему работы, чтобы существовали серые схемы. Для таможенников это источник дополнительных доходов. Вот и все. Поэтому, наверное, государство и решило изменить систему работы таможни. Но чтобы поставить ее на правильные рельсы, нужно приложить очень много усилий.

Рокко Пистолези, дизайнер марки Rocco P:

- Мне кажется, что все станет сложнее. Мы не играем никакой роли в этом процессе. Я только знаю, что на таможне наш товар лежит уже месяц, из-за каких-то нововведений, которых мы не понимаем. И никто не знает, что с этим делать. Это все повлекло очень большие сложности. Раньше задержек практически не было. Может быть, иногда. И все сложности были разрешимы, а сейчас мы просто в каком-то тупике. Но трудными взаимоотношения с таможней были всегда. Трудно понять ваши правила. Такое впечатление, что правил нет. Таможня всем правит произвольно.

Татьяна Мадассова, официальный представитель итальянских фабрик MANAS, Mirage, Bruelle, Moda Ruggi, Gianros:

– Мы очень позитивно относимся к созданию Таможенного союза. Даже если таможенные пошлины поднимутся, мы готовы к этим кризисным переменам и с каждым клиентом индивидуально будем обсуждать наиболее выигрышную политику и для него, и для нас.

Представители шоу-рума французских брендов:

– Мы с опаской относимся к созданию Таможенного союза. Все и всегда в нашей стране делалось для того, чтобы как можно больше усложнить процедуру прохождения таможни и вынудить бизнесменов платить по «серым» счетам. Так что ничего хорошего мы не ждем.

Галина Кузнецова

Рейтинг

Наши партнеры