Последние новости

Тысяча и 30/33/35/37 – статья

23.09.2012
Тысяча и 30/33/35/37 – статья
Октябрь минувшего года вызвал позитивное оживление во франчайзинговом сообществе – в силу вступили изменения в 54-й главе Гражданского кодекса РФ, регулирующей порядок взаимодействия между франчайзером и франчайзи. Сергей Некучаев, руководитель Департамента развития франчайзинга компании Deloshop, проанализировал суть изменений

FR# 17, январь 2012

В декабре поисковый сервис «Яндекс» опубликовал список самых популярных запросов уходящего 2011 года: больше всего пользователей интересовало, что такое любовь, рентабельность и … франшиза. Франчайзинг как вид предпринимательской деятельности становится все более востребованным россиянами: в 2011 году число занятых во франчайзинге превысило 350 тысяч человек. По опыту нашей компании могу сказать, что предприятий, заказывающих разработку или экспертизу франчайзингового пакета, становится все больше. Несмотря на ожидание второй волны кризиса, перспективы отрасли самые радужные: в 2012 году эксперты предрекают российскому рынку рост не менее чем в 30%.

Бурное развитие франчайзинга заставило законодателя обратить внимание на эту сферу предпринимательства – в октябре 2011 года в силу вступили изменения в 54-й главе Гражданского кодекса РФ. Хотя поправки были приняты франчайзинговым сообществом очень позитивно, по сути они всего лишь зафиксировали текущий порядок взаимодействия между франчайзером и франчайзи. Давайте посмотрим, что же конкретно изменилось?

Статья 1030 теперь разрешает одновременно взимать начальный (паушальный) взнос и периодические платежи.

Суть этих изменений по большому счету носит характер исправления опечатки. Практически ни одну компанию, работающую на рынке, имевшаяся в кодексе трактовка не останавливала взимать одновременно и разовые, и периодические платежи. Более того, это принятая во всем мире практика, которая теперь наконец-то не противоречит российскому законодательству.

Статья 1033 теперь разрешает устанавливать ряд ограничений, усиливающих франчайзинговую сеть.

Прежде всего речь идет о возможности правообладателя устанавливать цены. Это действительно существенное изменение, которое позволит франчайзерам вести единую ценовую политику. Упрощаются коммуникации франчайзера при проведении федеральных маркетинговых акций, особенно при указании цен на товар на корпоративном сайте и прочих точках контакта с целевой аудиторией. Очень значим пункт об «отказе пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов» – это может положительно повлиять на темпы развития франчайзинговой сети в регионе, так как франчайзи будет реинвестировать в текущую марку, а не в марки конкурентов. В то же время и на правообладателя могут быть наложены симметричные ограничения, а именно, обязательство не проставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории».

Статья 1035 теперь устанавливает преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок.

Данная норма направлена на развитие стабильности договорных отношений, а также защиту партнера и его вложений во франшизу: если франчайзер отказывает ему в продлении договора, но при этом в течение года подписывает соглашение на тех же условиях с другим франчайзи, партнер вправе требовать восстановления в правах, а также компенсацию.

Статья 1037 теперь меняет порядок расторжения договоров.

Законом устанавливается право отказаться от договора, уведомив контрагента не позднее, чем за 30 дней, если установлена возможность прекратить его уплатой отступного вознаграждения. Этот пункт, прежде всего, важен правообладателю. В случае изменения политики флагманской компании, например, когда у компании появились новые акционеры, вкладывающие в развитие собственной сети, возможность разумных отступных повышает привлекательность франчайзера в глазах потенциальных инвесторов, особенно если потенциал развития на территории собственной сети исчерпан. Однако для франчайзи этот пункт может носить негативный характер, если размер отступных несущественен.

На мой взгляд, данные поправки не станут импульсом к развитию отрасли в нашей стране, ведь они не решили двух самых обсуждаемых проблем российского франчайзинга – регистрации договоров коммерческой концессии и субсидиарной ответственности.

Скорее рост франчайзингового рынка будет обусловлен экономической целесообразностью и тенденциями рынка – это механизм, который позволяет франчайзеру развивать свою сеть, получать доход и повышать узнаваемость бренда, а франчайзи предлагает бизнес-модель, доказавшую свою эффективность на флагманском предприятии.

В целом же стоит отметить, что суть франчайзинговых отношений – это передача головной компанией товарного знака и исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, и далеко не всегда целесообразно оформлять такие отношения договором коммерческой концессии. Прежде всего это связано с тем, что по договору коммерческой концессии правообладатель на все объекты интеллектуальной собственности должен быть один, а это не всегда так: часто права в компаниях оформлены на собственника, основавшего бизнес, а деятельность ведется от некоего юридического лица.

Мнение о том, что отношения, не оформленные как договор коммерческой концессии, не являются франчайзингом, ошибочно. В разных случаях конструкция договоров может быть различной: лицензионные и сублицензионные договоры, договоры услуг и поставки, т. д. Главное, чтобы пакет договоров отражал суть франчайзинговых отношений: юридическое оформление должно соответствовать общей системе франшизы, а не наоборот – подгонять систему под «нужный» договор.

Рейтинг

Наши партнеры