Последние новости

Универсальный магазин — выгодный бизнес

23.09.2012
Универсальный магазин — выгодный бизнес
Несмотря на то что российский покупатель почти забыл, что такое универмаг, у этого формата торговли есть существенные преимущества и перспективы развития. И чтобы ими воспользоваться, вовсе не обязательно запускать новый проект универсального магазина: можно купить франшизу уже существующего известного универмага. О том, какие возможности и трудности скрываются на пути франчайзинговых партнеров, рассказывает эксперт по франчайзингу Наталья Чиненова

FR#20, июль 2012

Забытое, но перспективное явление

Универмаг — близкое, но почти вышедшее из оборота российских покупателей слово. Если спросить у знакомого, какие универмаги он знает, то, скорее всего, в ответ прозвучат иностранные названия: Galleries Lafayette, Peek & Cloppenburg, Kaufhof, Harrods, Stockmann, и очень редко — ГУМ или ЦУМ. Вот, пожалуй, и все. Хотя в советское время этот формат магазина процветал. На слуху у каждого покупателя были наименования таких универмагов, как «Петровский пассаж», «Московский», «Весна», «Молодежный», «Москва», «Лейпциг», «Первомайский» и многие другие. В каждом микрорайоне Москвы существовали универмаги «около дома» — небольшого формата, от 400 до 1 000 кв. м, с широким и глубоким ассортиментом товаров. Они были предназначены для удовлетворения покупательского спроса на все промышленные товары, начиная от галантереи и заканчивая одеждой. Сегодня в России универмагов почти нет. Развитие этого сегмента закончилось в середине восьмидесятых годов с началом перестройки, а товарный дефицит девяностых полностью уничтожил все универмаги бывшего Советского Союза.

Что же такое универмаг? И почему о его возрождении так много разговоров, но реализация идей не находит активной поддержки у предпринимателей? По сути, универмаг — это магазин с широким ассортиментом промышленных товаров. Магазин такого формата площадью свыше 3 000 кв. м предлагает одежду, обувь, косметику, галантерею, товары для дома и прочие группы товаров. Универмаги меньшей площади формируют свой ассортимент, как правило, из одежды и аксессуаров. От обычного магазина универмаг отличается не только размерами торговой площади, но и технологиями продаж, управления и логистики. Именно в этих технологиях и кроются проблемы развития формата универмагов в России.

Создание универмага и управление им — очень сложный процесс. Он предполагает формирование и поддержку ассортимента из нескольких тысяч наименований товаров различных категорий, правильное зонирование, мерчандайзинг, автоматизированный учет и своевременное обновление коллекций. Зонирование универмага заключается в группировке товаров по секциям в зависимости от торговой марки или предназначения изделий. Секция представляет собой полноценный маленький магазин с широким и глубоким ассортиментом.

Организация работы универмага основана на том, что каждая секция рассматривается как самостоятельная единица, находящаяся в ведении заведующего, который занимается организацией работы секции и контролирует персонал. Секциями, торгующими сходной продукцией, руководит заведующий отделом, выше которого стоит менеджер группы, подчиняющийся менеджеру универмага. Таким образом, управление универмагом представляет собой пирамидальную систему, построенную на специализации сотрудников в выполнении конкретных задач.

Логистика универмага — это разветвленная система транспортных потоков от большого количества производителей, нередко не только из разных стран и городов, но и с разных континентов. При этом универмагам с широким ассортиментом товаров известных марок необходимо еще и разрешение правообладателя, что достаточно сложно обеспечить, учитывая количество уже представленных в России известных брендов.

Преимущества универмагов

Почему же, несмотря на все сложности технологий, универмаги, называемые в англоязычных странах department store, процветают по всему миру? В Германии и Англии насчитывается свыше 1 000 универмагов, во Франции — более 700, и даже в Японии количество универмагов приближается к 300. Что привлекает бизнесменов в этом формате? Во-первых, широта ассортимента: каждый покупатель может приобрести товары на свой вкус и кошелек. Во-вторых, возможность маневрирования в соответствии с требованиями рынка и гибкостью ассортиментной политики. Невостребованность одной группы товаров компенсируется другой, а слабо продаваемый ассортимент конкретного производителя можно заменить более популярным на рынке ассортиментом. В-третьих, к преимуществам универмагов относятся практически гарантированные покупательские потоки. Потребителей привлекают многочисленные бренды, разнообразие стилей, дополнительные услуги, престижность покупки в универмаге, а не в монобрендовом магазине, реклама и широкий ассортимент товаров, собранных под одной крышей.

К преимуществам универмагов также относятся:

· месторасположение: универмаг можно открыть как в отдельно стоящем здании, так и в торговом комплексе, в центре города и на окраине, в спальном районе;

· вариативность размера торговой площади от 300 до 3 000 кв. м и более, в зависимости от покупательской способности;

· привлекательность для новых брендов и производителей товаров, которые готовы размещаться корнерами или небольшими секциями на работающих торговых площадках;

· возможность получать товары на условиях комиссии, осуществляя управление продажами и имея административный персонал.

О возрождении универмагов в России давно и много говорят девелоперы, торговцы, СМИ и эксперты рынка, понимая привлекательность этого формата и осознавая, что эта ниша на российском рынке сегодня не занята. Поэтому быстрая реклама развивающемуся универмагу, скорее всего, тоже будет обеспечена.

Универмаг как франчайзинговое предложение

Понятно, что, несмотря на преимущества, создавать универмаг с нуля из-за сложности технологий практически нереально. Именно поэтому в мире достаточно развита франшиза универмагов. Например, английский универмаг Debenhams имеет 32 франчайзинговых предприятия в 15 странах, по франчайзингу работают 192 универмага M&S, турецкие компании представляют в мире франшизу универмагов Harvey Nichols, а арабские — универмагов Galleries Lafayette. При этом сеть немецких универмагов одежды Peek & Cloppenburg развивается в Европе самостоятельно, а финская сеть Stockmann, имевшая в России 18 франчайзи, отказалась от дальнейшего развития по франчайзингу и сама управляет бизнесом в Москве и Санкт-Петербурге. О развитии универмагов по системе франчайзинга много говорили и писали такие известные российские сети, как «ХЦ» и «Снежная королева». Однако сегодня «Снежная королева» самостоятельно развивает собственную сеть и осуществляет оптовые продажи, а «Холдинг Центр» управляет только собственной сетью.

В чем же сложность франчайзинга универмагов? На самом деле франшиза универмагов — это бизнес-формат франчайзинга, или так называемая жесткая модель франчайзинга, которая предполагает продажу пакета технологий даже без наличия собственного продукта (или товара). Для жесткой модели франчайзинга характерно то, что франчайзер получает основной доход от продажи франшизы и поступления роялти, но при этом обязан иметь современные ERP-системы, собственные уникальные технологии, развитую систему обучения франчайзи и отработанную форму обратной связи и аудита. Эта жесткая модель франчайзинга подходит для компаний, имеющих современные, обновляющиеся и формализованные процессы управления или (и) выбравших стратегию долгосрочного освоения и удержания рынка.

По большому счету, товарное наполнение универмага больше всего напоминает кубик Рубика, где для одержания победы или достижения удачных продаж должны сложиться все стороны. Не продается одна группа товаров — пожалуйста, замените ее другой. Нет возможности завезти товары из-за рубежа — ищите производителей аналогичных товаров необходимого ценового сегмента на местном рынке. Главное в универмаге — это широкий ассортимент, большое количество продаваемых брендов и организация каждой секции или корнера по принципу маленького магазина. Именно поэтому основной предмет франшизы универмагов — технологии. И именно из-за количества технологий стоимость франшизы универмагов достаточно высока.

Всемирно известные универмаги, даже имеющие достаточное количество стандартов фирменной торговли, современные ERP-системы и обновляющиеся технологии, предпочитают хотя бы часть товаров производить самостоятельно под собственными брендами. В большинстве универмагов соотношение собственных и договорных брендов достигает 50% к 50%, а такие универмаги, как C&A, M&C, H&M, вообще торгуют исключительно продукцией собственного производства. Наличие собственных товаров — один из инструментов сдерживания и контроля франчайзи в том случае, когда пакет технологий и возможности аудита ограничены. Наличие собственных товаров — это так же и инструмент повышения рентабельности универмага, поскольку наценка на товары собственного производства может быть гораздо выше, чем наценка на товары привлеченных марок.

В технологическом пакете франчайзинга универмагов содержится много документов, в том числе процессы, происходящие в каждой из секций, описание процедур, требования к тренингам персонала, мониторинг отчетности, открытость финансовых показателей и пр. Начинать франчайзинг универмагов без большей части технологий невозможно: франчайзи или начнет торговать другими товарами под вашим брендом, или будет терпеть убытки. Так произошло с универмагом Debenhams, который уже дважды открывался в Москве и все равно был вынужден уйти с российского рынка из-за несоответствия товарного предложения и покупательских предпочтений, а также из-за высокой арендной ставки при не очень удачном расположении торговой площадки.

Возможности франчайзи

А есть ли желающие развивать франшизу универмагов в России? Конечно же, есть! Ведь преимущества формата очевидны и рынок универмагов пока свободен от конкуренции. Подтверждением этому служат многочисленные статьи о франчайзи, планирующих в докризисный период развивать Peek & Cloppenburg, Galleries Lafayette и другие универмаги. Кризис заморозил сделки, но, скорее всего, переговоры уже возобновились или будут возобновлены в ближайшее время.

Франшиза универмагов — удовольствие недешевое. Сам торговый знак универмага и пакет технологий стоят от 30 до 500 тысяч долларов, а за маркетинговые услуги и продажу известных торговых марок могут начисляться ежемесячные роялти в размере от 5 до 12% к товарообороту универмага. Инвестиции в товары составят от 500 до 1 500 долларов на 1 квадратный метр торговой площади. Инвестиции в торговое оборудование — от 120 до 1 000 евро на 1 кв. м. Освещение, необходимое количество манекенов, смена экспозиций в витринах, программные продукты и обучение выливаются в сумму от 500 тысяч до нескольких миллионов долларов.

Открыв универмаг, необходимо будет заняться обучением, контролем и мотивацией персонала. Хорошо, если франчайзер имеет технологии и стандарты работы и обучения персонала. А если нет? Тогда франчайзи придется тратиться на тренинги и тайных покупателей для того, чтобы понять влияние человеческого фактора, а точнее, работы продавцов на продажи той или иной торговой марки.

И все равно франшиза универмага выгодна для франчайзи. Во-первых, потому, что нет конкуренции. Во-вторых, потому что большую площадку можно арендовать за меньшие деньги. И в-третьих, это прибыльный и престижный бизнес.

Есть из чего выбрать

Сегодня на рынке России франшизу универмагов предлагает несколько операторов: английский Debenhams по-прежнему размещает информацию о поиске франчайзи, и уже в сентябре планирует открыть универмаг в «МЕГА Белая дача». Из российских ретейлеров франшизу предлагают «Детский мир» и сеть универмагов Lady & gentleman CITY. Условия покупки франшизы Debenhams не публикуются в открытых источниках. О франшизе «Детского мира» известно только то, что первоначальные инвестиции в бизнес составят от 500 000 долларов. Франшиза сети универмагов Lady & gentleman CITY более подробно освещена на сайте компании и сайтах по продаже франшизы. Инвестиции в открытие универмага составят не менее 15 млн рублей, срок окупаемости — полтора-два года, инвестиции на 1 кв. м площади — 1 700 долларов.

Хочется пожелать пионерам возрождения универмагов в России успехов и удачи, поскольку в «светлое будущее» универмагов верят все участники рынка, от экспертов и ведущих девелоперов до рядовых покупателей в регионах.

Рейтинг

Наши партнеры