Последние новости

Внедряй или проиграешь

23.09.2012
Внедряй или проиграешь
Не успели эксперты из FashionConsultingGroupпророчески возвестить о необходимости автоматизации управления одежной розницей, как поставщики программного обеспечения для fashion-retail`a сами пришли к потенциальным заказчикам и на Fashion Retail Forum популярно объяснили, что теперь без них никуда

FR#16, июль 2011

В информационном поле должен быть порядок

Прошедший кризис привел крупных ретейлеров к мысли о том, что порядок в бизнесе – залог его здоровья. Порядок внутри позволяет оперативно реагировать на изменения снаружи и контролировать результат. Например, если вы сидите в главном офисе в Москве и можете в любой момент узнать, сколько единиц товара Х продал сегодня Вася Н. в вашем магазине в Иркутске и соответствует ли эта цифра плану, значит, в вашей компании все под контролем и вас зовут не иначе, как Большой брат. Шутка, конечно. Но для того высокие технологии и придуманы, чтобы подобные идеи воплощать в реальность. Тем более что пострецессионное настоящее российского рынка требует именно этого. Бизнес должен быть как на ладони – обозримый если не в иконическом формате ipad`a, то уж точно на привычном экране мобильного ноутбука с возможностями менять картинку одним кликом. Индивидуальные розничные продавцы могут с этим спорить, но для вертикального сетевого ретейла это не излишество, а насущный вопрос. Причин тому три.

Потребитель как неуловимый Джо

Во-первых, потому что изменившимся потребительским поведением управлять все сложнее. Поэтому традиционные способы коммуникации необходимо интегрировать с инновационными, то есть расширять сервисы и развивать интернет-направление. Новая концепция отношений магазинов с покупателями – клиентоориентированность. Ничего не поделаешь – современный покупатель больше всего ценит удобство. Удобство выбора оптимального товара по цене и характеристикам, удобство поиска информации о нем в интернете в любое время, удобство места покупки, оплаты, доставки. Решение этих проблем, как вы понимаете, – прямая дорога к IT-технологиям.

Во-вторых, насыщение столичных рынков мотивирует компании на освоение неискушенных и диких территорий российских регионов и бывших союзных государств. Но процесс масштабирования бизнеса всегда связан с большими рисками и вообще сложностями. И прежде чем управлять новыми магазинами, необходимо наладить систему управления информацией. Иначе можно попросту запутаться в простынях отчетностей и планов, в том, кто прав, а кто виноват. Неудивительно, что в этой ситуации многие ищут специализированные решения для fashion-ретейла, которые нацелены на то, чтобы превратить бизнес в управляемую программу и максимально приблизить к нулю несовершенство человеческого фактора. В особенности возрастает спрос на технологии регулярного менеджмента и инструменты, которые их поддерживают.

И, наконец, в-третьих, конкуренция со стороны глобальных высокотехнологичных игроков сетевого fashion-ретейла. Открытие «нового света» в лице российских регионов и массовое строительство торговых центров приводит к тому, что например, испанская компания Mango планирует к концу 2015 года расширить сеть магазинов одежды в России до 200, открыв, начиная с 2011 года, около 130 магазинов. И эти темпы в 3-4 раза выше, чем ранее.

Сила IT

При этом, как констатировал Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России, уровень развития российских fashion-ретейлеров, до сих пор является весьма низким. Начиная с 2000-х годов вплоть до сегодняшнего дня среди российских розничных компаний были востребованы лишь «предметы первой необходимости», вроде 1С-бухгалтерии. Объясняется это молодостью российского рынка и самих сетевых ретейлеров. По словам Федора Петренко, генерального директора компании New Dimension, в колыбельный период рынка с ненасытным спросом этого было вполне достаточно. Однако теперь, когда кризис катализировал взросление отрасли, компании просто вынуждены искать новые способы развития. И сосредоточены они по большей части в области специализированных IT-решений, которые позволяют компаниям быстро расти и обеспечивать покупателям высокое качество сервиса. Чем IT-технологии могут помочь fashion-ретейлерам?

По мнению Натальи Петуховой, коммерческого директора компании Initium, при помощи устройств, работающих на основе новых технологий, можно повысить эффективность витрин, увеличить продажи внутри магазина. По словам Александра Степанова, руководителя проектов Spellabs IT company, геоинформационные системы могут помочь при первоначальном выборе места для магазина. Также IT может помочь в контроле соблюдения правил выкладки товара, сформулированных мерчандайзером. IT отлично решает проблемы финансового и товарного учета, логистики, товарного движения и т. д. при помощи ERP-решений. Учесть движение документов внутри компании, а также документов, поступающих от контрагентов, поможет система документооборота. Программы лояльности хорошо автоматизируются при помощи CRM-системы или CRM-модуля ERP-системы. Последний способ может быть даже более привлекателен, так как зачастую позволяет оценивать эффект от запущенной программы в online-режиме.

В настоящее время трудно представить себе крупный бизнес без средств анализа информации. Качественно реализованные проекты по анализу данных позволяют руководству компании зайти в специальный раздел портала или даже просто открыть Excel и посмотреть всю информацию о деятельности компании в любой момент времени и в любых разрезах. Причем данные зачастую собираются из большого числа источников, и их консолидация в ручном режиме требует огромных трудозатрат аналитиков, финансистов, продавцов, маркетологов, товароведов и других специалистов. Несколько хуже решаются проблемы прогнозирования продаж, но в совокупности с экспертной оценкой могут быть получены очень хорошие результаты. Если говорить о работе с персоналом, то здесь IT помогает по нескольким направлениям: учет затрат на персонал, текущая деятельность, мотивация персонала.

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры