Последние новости

Стать адаптером

28.09.2012
Стать адаптером
Джорджу Бернарду Шоу принадлежит нетленная фраза: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Бизнес-тренер и hr-специалист Александра Насонова считает, что она справедлива не только для романтических свиданий и публичных выступлений, но и в процессе трудоустройства. Александра рассказывает, как адаптироваться новичку в коллективе

FR#16, июль 2011

Любовь рождается с первого дня

При открытии очередной вакансии работодатель преследует лишь одну цель – найти нужного человека.

Как обычно происходит поиск?

Мы составляем профиль кандидата на должность, обзваниваем потенциальных сотрудников и назначаем с ними встречи. Собеседования мы превращаем в своеобразный допрос, задаем кучу вопросов, «прощупываем» людей, чтобы точно убедиться – он нам подходит! Все – основной процесс закончен, мы успокаиваемся, и наши мысли уже направляются к другим заботам и проблемам. А разве еще что-то нужно?! Ведь мы выбрали лучшего кандидата из массы соискателей, профессионала своего дела, даже с опытом работы – человека, который, приступив к своим профессиональным обязанностям, свернет горы и поднимет продажи до неимоверной высоты.

Но проходят дни, а наш новый сотрудник как будто не спешит проявить все свои таланты. Давайте разберемся, почему?

По исследованиям специалистов по работе с персоналом, 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания на новом месте. Лишь только потому, что в первые дни новому сотруднику не уделили должного внимания, одним словом, не адаптировали к новому месту работы.

Хочется отметить, что независимо от профессионального багажа и личных качеств новичков адаптационные мероприятия необходимы всем новым сотрудникам, как пришедшим извне, так и тем, кто перешагнул на новую ступеньку по карьерной лестнице в вашей же компании.

Адаптация как она есть

Адаптация – это процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями компании. Зачастую «акклиматизация» персонала происходит сама по себе, затягиваясь порой на долгие дни. Но мы помним, что время – деньги, и хотим получить результат в краткие сроки. Для этого необходимо изменить угол зрения и сфокусироваться на разработке и внедрении адаптационных мероприятий.

С чего следует начать, так это с составления плана адаптации. В нем до самых мельчайших подробностей вы расписываете все этапы по пунктам.

1. Организация рабочего места сотрудника;

2. Предоставление необходимых средств для качественного выполнения обязанностей (компьютерные программы, канцелярские принадлежности и т. д.);

3. Программа знакомства с работниками компании, с которыми сотрудник будет взаимодействовать;

4. Программа обучения со специализированными тренингами и организацией рабочего времени (планирование и отчетность);

5. Самый главный пункт. Знакомство со стандартами и принципами, по которым живет компания. Для удобства и грамотного планирования времени нового сотрудника и того, кто претворяет план в жизнь, программу можно детализировать по часам, оставив в ней место для ответа на вопросы новичка.

Дела техники

Если должность не подразумевает исполнения сложных технических операций, можно использовать метод под названием «Экскурсия».То есть в первый рабочий день вы, как профессиональный гид, показываете, рассказываете и знакомите нового сотрудника с: персоналом, с местом и условиями работы, с исполнением своих трудовых обязанностей. В этот день вы неотделимы от новенького и все делаете вместе с ним.

Другой вариант – «Welcome-тренинг» – целесообразно использовать, если у вас «накопилось» несколько новичков в одной должности, и вы можете уделить им целый день, «оторвав» их и себя от производства. Этот тренинг каждая компания наполняет по своему усмотрению: выступлениями руководителей отделов, показами фильмов и роликов о работе компании, работой тренинг-менеджеров, но в итоге он у всех решает одну общую задачу – окунуть с головою сотрудников в рабочую пучину, рассказать и показать в ярких красках мир, в котором функционирует компания.

И самый древний способ, способный облегчить «муки» привыкания и ускорить процесс приспособления сотрудника к компании, – это наставничество.

Обычно наставником становится старожил – сотрудник, проработавший дольше всех и являющийся мастером в своей области, человек, который умеет обучать, направлять и поддерживать еще неопытных и зеленых новичков. Наставник, как учитель и вдохновитель, вводит в курс дела, показывает на собственном примере и всегда находится в поле зрения нового сотрудника. Под руководством наставника сотрудник быстрее и качественнее адаптируется к условиям обитания вашей компании.

Вы можете использовать любые методы и способы адаптации новых сотрудников. Важно четко их продумать, обозначить и прописать, а также определить одного из своих сотрудников (это может быть менеджер по персоналу или непосредственный руководитель) и «наградить его полномочиями» по реализации проекта адаптации в компании. Процедура должна работать, а не пылиться в шкафу в виде красивых положений и схем на бумаге, и тогда успех вам гарантирован: люди быстрее покажут то, на что они собственно способны в профессии, надолго останутся в ваших рядах и будут каждый день приходить на работу с удовольствием.

Александра Насонова

Рейтинг

Наши партнеры