Последние новости

Тепличные условия для персонала

28.09.2012
Тепличные условия для персонала
В детстве мы часто экспериментировали: сажали косточки от фруктов и овощей в горшочек с землей. И с нетерпением наблюдали, когда появится зеленый росток на поверхности. Вспоминаете то время ожидания? Как медленно тянулись дни, но результат был не всегда радостный. Но уже намного позже на уроках ботаники в школе учитель объяснил причину удачи и неудач: разным семенам необходимы разные условия. Собственно, то же самое происходит и в коллективе, но за условия ответственность несет в первую очередь руководитель. Как создать благоприятный климат среди сотрудников, рассказала бизнес-тренер Александра Насонова

FR#17, сентябрь 2011

Зайцы, волки и особенности зоопарка

Устраиваясь на работу, кандидат убивает нескольких зайцев сразу. Первый – это решение материального вопроса. По статистике, заработная плата стоит на первых местах при выборе работы. Но есть такой феномен: устраиваясь на новое место работы, большинство соискателей сначала ориентируется на сумму зарплаты, а, уже работая в коллективе, денежный вопрос отодвигается на другой план. Второй заяц – поддержание социального статуса и реализация своих профессиональных амбиций. В России должность продавца-консультанта не является престижной. Но уже не секрет, что с нее можно начать свой путь по карьерной лестнице. И заяц третий – это отношение в коллективе, а именно, психологический климат в магазине. Человек – существо коллективное, в одиночку ему одиноко и грустно. Вот и ищет он на протяжении многих веков то стаю, то общину, то группу или коллектив единомышленников. Но жизнь в обществе себе подобных возможна только при соблюдении определенных правил и норм. Сейчас для приведения бизнес-процессов и организации труда в систему, в каждом рабочем коллективе существует такой обязательный документ, как «Правила внутреннего трудового распорядка». Но помимо законов и норм также присутствуют неписаные традиции и правила, которые отличают каждый магазин. Именно они создают «погоду и атмосферу» в коллективе.

Определение В. М. Шепеля: психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что ПК состоит из трех составляющих.

1. Социальный климат: определяется осознанием общих целей и задач организации.

2. Моральный климат – определяется принятыми моральными ценностями организации.

3. Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

По законам Дарвина

Что касается первого пункта, розничный мир настолько пропитан целью продавать (при этом делая людей красивыми и счастливыми), что новичок, не осознающий и не принимающий ее, просто сам «отваливается» из коллектива. Такой «отсев» – очень естественный процесс, но, к сожалению, он сопровождается формированием группировки – старого коллектива против новичка. Люди, нацеленные продавать, не терпят «ленивцев» и желающих просто постоять в торговом зале и самыми различными способами выживают такого сотрудника. Например, делают ему замечания, жалуются директору, не принимают в свою дружественную команду (игнорируют, не общаются). Такая атмосфера вытесняет сотрудника, как пробку из бутылки. Чтобы избежать таких ситуаций, более тщательно «сканируйте рентгеном» кандидата еще на этапе подбора, прощупывайте его на предмет мотивации к работе и понимание сути розничного бизнеса.

Уставная грамотность

Моральный климат закладывается в миссии организации, в ее стандартах и принципах работы. Это похоже на заповеди, лежащие в основе религии: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему» и т. д.

В зависимости от морального настроя коллектива и подбираются сотрудники, разделяющие эти принципы и готовые следовать им. Так как подобное притягивает подобное. Конфликты могут вспыхнуть, если новенький сотрудник придет со «своим уставом». Зачастую от новичка можно услышать: «А у нас на прошлом месте работы было так…», «Это неправильно…» Что делать в этом случае? Понаблюдайте за сотрудником, поговорите с ним, что называется, по душам. В беседе вы можете еще раз рассказать о принципах работы именно в вашей организации, также не исключено, что вы почерпнете для себя новые методы работы, которые сможете применить в своем магазине.

Правила руля

И третий пункт, он сложный самый. У всех на слуху поговорка «Рыба гниет с головы». Психологическая атмосфера в магазине полностью зависит от руководителя и его эмоционального фона. Если вы хотите, чтобы «погода в доме» была летней, то начните с себя.

1. Позитивный настрой. Заряжайте положительными эмоциями всех вокруг. В доброжелательной обстановке и продажи высоки, и покупатели довольны, и ваш персонал с удовольствием выполняет свои обязанности.

2. Предоставление информации. Делитесь с персоналом новостями компании, рассказывайте о проектах, которые запускаются, о моде, о коллекции. Тогда ваши сотрудники будут чувствовать себя не просто деталями механизма, а важной частью компании в целом.

3. Обучение. Обучение – это непрерывный процесс. Обучая других, вы развиваетесь сами.

4. Обратная связь. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, необходимы ориентиры и оценка наших действий. Поэтому общайтесь с персоналом, говорите им, что они делают хорошо, а что нет.

5. Открытость. Будьте открыты для всего нового, для общения, для людей. Учитесь слышать и слушать.

Only business!

Многие управленцы задаются вопросом – дружить или не дружить с персоналом. С моей точки зрения и по опыту работы однозначно отвечу: нет. Only business! Дружба и работа несовместимы, так как создание таких неформальных отношений ведет к тому, что:

1. Персонал полностью берет на себя решение о приеме нового сотрудника в коллектив.

2. Персонал имеет возможность манипулировать вами, «шантажируя» вас.

3. Персонал садится вам на шею, и уже они управляют ситуацией, а не вы.

3. Указывать на ошибки, давать обратную связь «друзьям» очень сложно, потому что они могут обидеться на вас.

В этом случае климат становится дождливым, и рабочий процесс затмевают черные тучи, и слышатся раскаты грома и молнии.

Климат-контроль

Если вы чувствуете, что есть напряженность в атмосфере, сразу же беритесь за дело. Побеседуйте тет-а-тет с каждым сотрудником, выясните, как себя чувствуют сотрудники, и проведите анонимное анкетирование. Проанализируйте, как проявляются перечисленные свойства (в таблице 1) в вашем коллективе. Попросите сотрудников оценить каждый пункт в таблице, согласно тому, какая оценка наиболее соответствует истине.

Оценки:

3 – свойство проявляется в группе всегда

2 – проявляется в большинстве случаев

1 – проявляется редко

0 – не проявляется совсем

Следующим шагом может стать проведение общего собрания, на котором еще раз следует озвучить стандарты и принципы работы в вашем магазине. Введите себе за правило проводить ежедневные мини-собрания с персоналом. За 15 минут до открытия магазина, с помощью обучающих игр, занимательных упражнений или просто бесед на тему вы сможете сплотить коллектив, «взбодрить» персонал и обучить чему-нибудь новенькому.

Для установления позитивного психологического климата не нужен зонт, достаточно лишь приходить на работу с улыбкой, желанием работать и держать под рукой барометр. И если температура начинает скакать, как умелый врач, принимайтесь за лечение. Но самое лучшее средство – это профилактика. Не запускайте проблему, а начинайте работать прямо сейчас.

Таблица 1. Способы определения психологического климата в коллективе

преобладает бодрое, жизнерадостное настроение

доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

в отношениях между группировками внутри вашего коллектива – взаимное расположение, понимание

членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы

с уважением относятся к мнению других

достижения и неудачи группы переживаются как свои собственные

в трудные для группы дни происходит эмоциональное единение «один за всех...»

чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

группа активна, полна энергии

участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе

в группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в защиту

совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

преобладает подавленное настроение

конфликтность в отношениях, антипатии

группировки конфликтуют между собой

безразличны к тесному общению, отрицательное отношение к совместной деятельности

успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других

достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов

в трудные дни группа раскисает: растерянность, ссоры, взаимные обвинения

к похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно

группа инертна, пассивна

новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым

группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Александра Насонова

Рейтинг

Наши партнеры