Последние новости

Трансформации fashion-ретейла

28.09.2012
Трансформации fashion-ретейла
Сенсорные панели, электронные витрины, «волшебные зеркала» — далеко не последние слова в современном эпосе о слиянии форматов торговли. Проникновение виртуальной реальности в физическую перешло в новое качество. Недавно в Шотландии открылся первый реально-виртуальный магазин HouseofFraser

FR20, июль 2012

Уже сейчас начинают сбываться некогда казавшиеся фантастическими предсказания футурологов торговли о возникновении магазинов, где вместо кронштейнов с одеждой в дистиллировано-белоснежном пространстве стоят экраны с ее изображениями. Оплата товара производится из электронных кошельков через интернет, а функцию его выдачи покупателю выполняют роботы.

Первым шагом в этом направлении стало появление в традиционных магазинах «умных зеркал», сенсорных киосков и виртуальных витрин, с помощью которых у покупателя появилась возможность сэкономить время и не только быстро подобрать комплекты одежды из широкого ассортимента, но даже их виртуально примерить. А ретейлеры тем самым получили возможность сократить метраж торговой площади, но при этом расширить ассортимент, избегая затоваривания складских помещений, а также увеличить средний чек и товарооборот в целом.

Недавно в далеком Абердине компания House of Fraser совершила второй шаг в процессе оцифровки торговли, открыв первый виртуально-реальный магазин. Так, всего на 140 квадратных метрах представлен ассортимент более чем тысячи лейблов на Ipad`aх и компьютерах. (Кстати, недавно эту же идею частично воплотила московская сеть кафе «Кофеин», которая теперь на прикассовых Ipad`aх предлагает расширенное меню).

Минималистичный внутри House of Fraser выполняет функцию приема заказов и выдачи товара. Обстановка более чем комфортная: посетители магазина могут воспользоваться услугами консультантов, выпить чашку кофе и пообщаться с другими покупателями клубная атмосфера House of Fraser к этому вполне располагает. Заказанные вещи доставляются уже на следующий день либо домой к покупателю, либо в магазин, где можно их примерить и отказаться, если что-то не подошло. Потраченная при покупке сумма будет немедленно возвращена.

Чем интересен такой формат для покупателей и какими соображениями руководствовалась компания House of Fraser, создавая проект виртуально-реального магазина? Прежде всего стоит отметить, что House of Fraser это старейшая английская сеть из 61 универмага, где покупателям предлагается широчайший выбор одежды, аксессуаров, товаров для дома, а также электроники и бытовой техники. Кроме того, у компании уже есть интернет-магазин, в котором доставка осуществляется по всему миру.

Немаловажно и то, что компания всегда отличалась новаторством в соотношении «формат-дислокация». В частности, она приобрела широкую известность благодаря тому, что открывала свои огромные красивые универмаги в спальных районах и реализовывала продукцию класса luxury по адекватным для такого качества ценам.

Так что, открыв инновационный магазин в Абердине, небольшом шотландском портовом городке, House of Fraser выступила в своем репертуаре.

Понятно, что открывать большой универмаг House of Fraser в маленьком населенном пункте было бы крайне затратно даже при наличии спроса. Тем не менее открытым остается вопрос о том, почему House of Fraser решила не привлекать потенциальную целевую аудиторию из Абердина в традиционный интернет-магазин, как подсказывает здравый смысл.

Возможно, это такой европейский ответ на фриланс, ибо людям свободных профессий, число которых сегодня растет в геометрической прогрессии, однажды надоедает сидеть дома. А магазин это современный инструмент бесплатной социализации. Остальные варианты социального энтертеймента кино, театр, галереи, рестораны требуют обязательной платы. У посетителей House of Fraser есть выбор тратить деньги на покупки или просто прийти пообщаться. Парки, катки и другие ландшафтные места требуют физической активности. Кроме того, погодные условия в приморской зоне часто оставляют желать лучшего, а внутри торгового пространства комфортная температурная среда всегда ждет тебя с распростертыми объятиями. Кроме того, многие европейцы опасаются за собственную безопасность и факт присутствия в доме курьера способен выбить покупателя из персональной зоны комфорта. Поэтому с эмоциональной точки зрения иногда проще получить заказ в нейтральном месте.

Ну и конечно, виртуальный магазин House of Fraser можно расценивать просто как удачный маркетинговый ход. Ведь своим появлением он однозначно «улучшил карму» компании, сыграв на повышение узнаваемости старейшего бренда и его связь с современностью.

Как бы то ни было, виртуальный магазин House of Fraser ознаменовал собой новый этап взаимодействия виртуальной и физической реальности в fashion-ретейле. Очевидно, что на следующей стадии появится магазин с роботами вместо продавцов. Первая ласточка нового тренда уже была зафиксирована в Японии, где впервые робот был использован в роли манекена. Накануне Дня святого Валентина компания Takashimaya Co в витрину своего универмага в Токио для демонстрации одежды поместила человекоподобного робота Geminoid-F, созданного японским инженером Хироси Исигуро. Джеминоид имеет внешность реально существующей японки, умеет воспроизводить простейшие человеческие эмоции. В его памяти хранится более 60 действий, например, поворот головы, моргание и улыбка.

С учетом того что сегодня работа живых продавцов сводится к автоматическому воспроизведению типовых реакций на ряд паттернов поведения потребителей, нечего удивляться, если однажды в магазине мы встретимся взглядом с холодными глазами, лишенными человеческого тепла.

Анна Комиссарова

Рейтинг

Наши партнеры