Последние новости

RFRF проанализировал фундаментальные изменения рынка одежды

09.09.2014
RFRF проанализировал фундаментальные изменения рынка одежды
На выставке Collection Premiere Moscow прошел традиционный Russian Fashion Retail Forum. Его открыли доклады президента Европейского совета экспортеров модной одежды и текстиля (EFTEC) Райнхарда Депфера и генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс. Оба доклада были посвящены фундаментальным изменениям, происходящим на российском рынке.
«Фундаментальным можно назвать изменение, в результате которого предложение на рынке превышает спрос, — отметил Райнхард Депфер. — Причем данный феномен отражает ситуацию внутри рынка и не имеет ничего общего с падением курса рубля или политическими событиями, поскольку «донорство» в отношении заказов было предопределено и заложено намного раньше, нежели в прошлом и позапрошлом годах. Это обусловлено «насыщением рынка», в частности Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и крупных городов — таких, как Екатеринбург или Краснодар, где и реализуется порядка 70% совокупных оборотов российского ритейла».
Также эксперт говорил о том, что стремительный рост и развитие международных сетей на рынке России за период с 2009 года вызвали колоссальные изменения восприятия цен в сознании самих потребителей. Теперь большинство российских покупателей задают мультибрендовым ритейлерам сакраментальный вопрос: «А почему в H & M блузка стоит на 40 % дешевле, чем аналогичные модели других европейских производителей?» — независимо от того, работает ли в их городе подобный магазин. Для региональных мультибрендовых ритейлеров появление крупного сетевого ритейла в их собственном городе с населением, скажем, 600 тысяч жителей, несомненно означает огромные проблемы, ведь новый конкурент полностью изменит весь бизнес-ландшафт. В связи с этим европейские поставщики, не тиражирующие бренды в сетевой ритейл, и полностью зависящие от успешности мультибрендовых магазинов, полны решимости продолжить поставки качественной готовой одежды в сегментах от среднего до премиального, следуя среднесрочной стратегии освоения рынка, параллельно с крупными международными сетевиками, учитывая однако, другие ориентиры. Они намерены активно поддерживать своих партнеров в России.
Анна Лебсак-Клейманс в своем докладе сфокусировалась на двух основных аспектах, активно обсуждающихся сегодня в профессиональном сообществе. Первое — импортозависимость, второе — импортозамещение.
«Российский рынок текстиля, одежды и обуви — один из самых импортозависимых, — подчеркнула Лебсак-Клейманс. — Оценка доли импорта рознится в различных источниках. По экспертным оценкам, это более 80% швейных изделий , 85% обуви. По данным Минлегпрома, доля швейных изделий отечественного производства составляет 41% против 59% импорта, обуви — 33% против 67% импорта, а трикотажных и чулочно-носочных изделий — порядка 12%. Однако сгущать краски по поводу глобального влияния санкций на импорт все же не стоит, ведь объемы ввоза в страну товаров по классу “одежда и текстильные изделия” из стран ЕС, поддержавших санкции против России в 2013 году, по данным Euratex, составляют менее 7%. Кроме того, на данный момент нет прямых ограничений на поставки тканей, одежды и обуви. Гораздо более значительная доля товаров поступает из Китая и Турции — государств, в меньшей степени подверженных "санкционному" обострению».
Говоря об импортозамещении, Анна Лебсак-Клейманс отметила, что следовать этому курсу российской легкой промышленности совсем непросто. На протяжении многих лет проблемы отрасли только усугублялись. Производственные фонды износились морально и физически. Сформировалась глубокая сырьевая зависимость от импорта.
«В целом можно говорить о том, что источники возрождения отрасли лежат в ее качественном преобразовании и изменении механизмов как внутри нее самой, так и вне национального рынка, — говорит Лебсак-Клейманс. — Сегодня главную скрипку играют розничные продажи и конечный потребитель, а не текстильные предприятия. Эти крупные сети и определяют глобальные цепи поставок. В 1990-е годы у российских компаний легкой промышленности был опыт работы с западными брендами по давальческим схемам, но, к сожалению, в целом предприятия остались вне процессов глобального перемещения производств. Чтобы включиться в глобальное разделение труда, необходима смена сырьевой парадигмы. Вернуться к этому сейчас достаточно сложно. И даже отечественные компании вынесли свое производство в южно-азиатский регион. Стратегия ориентации на внутренний рынок — это забег на короткую дистанцию. В долгосрочной перспективе она ни к чему не приведет».
В завершении своего доклада Лебсак-Клейманс предложила свое видение шагов в направлении восстановления российского легпрома. Первое — это сохранение функционирующих текстильных предприятий с переориентацией их на производство тканей из синтетических волокон и смесовых тканей. Второе — развитие отечественных брендов с основной долей производства в южно-азиатском регионе и частичным производством локально (как, например, Gloria Jeans, «Твое», Orby).
Рейтинг

Наши партнеры