Лето будет жестким

360
4 минуты
Лето будет жестким
Поддержание покупательского спроса. Какими средствами? Сокращение издержек. За счет чего? Сохранение цен на розничном рынке одежды. Возможно ли? Девальвация рубля. Как не вылететь в трубу в конце сезона? Где производить быстрее и надежнее без потери качества? Эти темы были главными на форуме Russian Fashion Retail Forum, прошедшем во время выставки Collection Premiere Moscow

FR№7, апрель 2009

Пациент скорее мертв, чем жив

Генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова кратко охарактеризовала общую ситуацию на рынке одежды. Оборот розничной торговли, по данным Росстата, составил $320 млрд. Средний темп роста за 4 последних года – 4,3%, это был колоссальный темп. В мире всего 5 стран с аналогичными показателями. Рынок одежды составляет 9% от всего розничного рынка – 34,2 млрд евро (данные без обуви и кожгалантереи). Темп роста рынка в денежном выражении за три года снижался, и это свидетельствовало о том, что рынок стал насыщаться.

Средний показатель розничной наценки опустился до 80-90%. Рынок торговой недвижимости в городах до 500 тыс. человек так и не сформировался, и эти процессы оказались отложены на неопределенное время.

Снижение операционной эффективности ослабило франчайзинг. Тенденцией становится отказ от франчайзинговых программ в пользу развития собственной сети. Снижение оборотов в рознице в январе 2009 года составило 30-40%. В сетевых магазинах в Москве оборот снизился на 10-15%, в регионах – на 25-30%, в региональных франчайзинговых магазинах оборот упал на 45%.

Спрос непрогнозируем. Девальвация рубля меняет все условия контрактов.
Первые попытки АПРИМ изменить условия аренды пока к желаемому результату не привели.
Посещаемость торговых центров уменьшилась на 15-30% - в зависимости от расположения и размера торгового центра. Проходимость магазинов одежды упала в среднем на 10% в Москве, на 5-6% в регионах (данные января 2009 года). Средний чек стал меньше на 5-8% в Москве, на 8-10% - в регионах. Зато коэффициент обслуживания покупателей в торговых сетях вырос на 25-40% по сравнению с началом 2008 года.

Пациент скорее жив, чем мертв

Президент Европейского совета по экспорту моды и текстиля (EFTEC), президент ITMM Райнхард Депфер поделился своим взглядом на причины кризиса на рынке одежды и сделал прогноз по срокам выхода из него.

По его мнению, российский кризис в fashion-ретейле во многом рукотворный и создан руками самих импортеров, которые сделали слишком много заказов. Чтобы было понятнее, г-н Депфер сделал краткий экскурс в историю. По его словам, развитие рынка fashion в России имело два этапа: 1993-1998 годы (этап становления) и 2002-2007 годы (этап бума).

Первый этап – эпоха Ельцина и время становления независимой российской торговли. Ключевое слово: «независимой». Впервые частные лица получили возможность по собственной инициативе открывать свои магазины. Появились новые персонажи в экономике: «новые русские». Они создали рынок luxury. И первые признаки цивилизованной и хорошо организованной торговли появились уже на этом этапе: оптовики открывали розничные магазины на основе предварительно размещенных заказов. 1998 год был новым и неожиданным опытом для розницы. Это был год мертвого сезона. В 2000 году рынок вошел в фазу консолидации. В 2002 году начался осторожный рост и второй этап развития торговли. Закончившийся в 2007 году, потому что уже летом того года, по словам Депфера, появились первые нереализованные остатки. К концу 2007 года объем остатков достиг $6 млрд. Несмотря на явную угрозу, дистрибьюторы продолжали увеличивать заказы, и в 2008 году объем заказов неоправданно увеличился до $43 млрд. Как следствие вырос и объем остатков – до $16 млрд.

И сейчас мы находимся на уровне 2005-2006 года по соотношению закупок и остатков. Кстати, Райнхард Депфер не пользовался российской статистикой в принципе, эти цифры президент ITMM получил, делая анализ всего экспорта одежды из всех стран, определяя маржу и расходные статьи, объем остатков рассчитывался с помощью дисконтирования.
Но что характерно, и цифры, и выводы ITMM полностью совпадают с аналитикой агентства Fashion Consulting Group, которое делает собственный мониторинг российского рынка. Логично, что обе компании сошлись во взглядах на причины возникновения кризиса. По мнению Депфера, причина сложившейся ситуации – слабость структуры российского рынка и отсутствие аналитического планирования бюджета закупки – до сих пор нет понимания принципов калькуляции цен: это цена заводская, эта – с учетом таможни, эта – с учетом доставки, эта – с учетом аренды, эта – с учетом зарплаты. По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, причины кризиса в том, что наш рынок сейчас переживает болезнь роста, когда оптимизация бизнес-процессов в компаниях не успевает за общим развитием рынка. Кроме того, у наших компаний до сих пор нет продуманной системы расчета бизнес-показателей, что иногда приводит к субсидированию одного бизнеса другим: к примеру, когда детская одежда окупается в магазине за счет женской. «Во-первых, у многих компаний нет понимания розничного рынка и их места на нем. Необходимо переносить оптовую схему работы на розницу. Продажу лучших брюк стоит превратить в продажу лучшего магазина. – поясняет еще типичных ошибок Анна Лебсак-Клейманс, - Второй типичной проблемой является спонтанное развитие компаний. Они не ставят своей целью достичь такого-то уровня к такому-то году, а вкладывают в развитие по мере поступления средств».

Галина Кузнецова

  • Комментарии
Загрузка комментариев...