Оптимистичные прогнозы кадровой ситуации на 2012 год можно считать оправдавшимися. Появлялись как предсказанные благоприятные факторы, так и новые, неожиданные, но также хорошо влияющие на развитие fashion - бизнеса и рынка труда.
Так или иначе, все это приводит к увеличению заработных плат и появлению новых вакансий для специалистов, которые раньше были гораздо менее востребованными.
Макротренды российского fashion-рынка
Прежде чем подводить итоги, стоит назвать ключевые процессы, которые определили ситуацию на рынке труда в уходящем году.
Во-первых, это усиление сектора продаж, и планы ритейлеров на его усиление в дальнейшем. В 2012 году была развернута масштабная кампания по открытию новых магазинов одежды на территории России. Так, в планах некоторых крупнейших fashion – ритейлеров на 2013 год – открытие не менее сотни новых торговых точек. Более того, такое количество магазинов они планируют открывать в крупных городах России ежегодно. То, что анализ рынка именно в 2012 году приводит к построению столь долгосрочных планов, явно говорит о наступлении новой эпохи продаж в российской индустрии моды.
Во-вторых, развитие интернет-торговли. С этим же связано появление множества дополнительных рабочих мест, возникших на стыке сфер продаж и IT, вакансий как для узких специалистов, так и для универсалов.
В - третьих, серьезный рост количества вакансий в моде, не связанных напрямую с извлечением прибыли – творчество, история и культура моды, журналистика.
Итоги 2012 года на рынке труда в индустрии моды:
Рост благосостояния
Если говорить о доходах работающих специалистов, то и здесь ситуация сложилась благоприятно. Умеренный рост инфляции, как ожидается, в середине 2013 года будет замедляться, а работодатели не просто хотят, но и в состоянии повысить сотрудникам заработную плату в будущем году.
Кроме того, планируется, что и в дальнейшем в России продолжится тенденция кредитования в меньшей степени производства, и, в большей степени, потребителя. Действительное ли это благосостояние, или мнимое, в любом случае уровень потребительских расходов продолжает расти. И повышение уровня заработных плат тут как нельзя кстати.
Профессионалы для своих
Приятным моментом 2012 года является выход на рынок российских производителей одежды, крупных и не очень. Открытие магазинов таких компаний сопряжено с привлечением опытных управляющих и мерчендайзеров, профессионализм которых соответствует высоким стандартам зарубежных ритейлеров.
Фрилансеры в цене
В 2012 году можно наблюдать значительный рост предложений удаленной работы. Это прогнозировалось в прошлогоднем обзоре агентства job-in-fashion. Следует заметить, что для работодателей это не только инструмент мотивации ценных сотрудников, но и способ экономии на обустройстве рабочих мест и уменьшения арендуемой площади.
Нематериальные ценности
Как и ожидалось, активно применялись и другие нематериальные способы мотивации. Специалисты job-in-fashion замечали появление в уходящем году в некоторых компаниях практики и корпоративного транспорта, и зон отдыха, и др.
Динамика зарплат в 2012 году
Анализ динамики заработных плат демонстрирует рост по сравнению с 2011 годом, практически во всех рассматриваемых сферах работы в моде. Причины этого явления есть как общие, так и различные для каждой профессии.
Так, особенно ценными стали специалисты, связанные с творчеством и производством – сейчас компаниям особенно важно не просто продать продукт, но и произвести его качественным и отличным от продукции конкурентов. В то же время, рост количества магазинов заставляет удерживать материальными стимулами успешных работников сферы продаж. Средние показатели заработных плат в 2012 году в Москве представлены в таблице 1. Региональное соотношение заработных плат осталось аналогичным 2011 году.
Таблица 1.
Средние показатели заработных плат в 2012 году в Москве:
Должность |
Средняя заработная плата, р. |
Продавец-консультант |
25700 |
Управляющий сетью |
79000 |
Управляющий магазином |
51200 |
Портной |
31600 |
Дизайнер одежды |
49800 |
Швея |
29450 |
Байер |
61000 |
Стилист
|
45000 |
Анна Белкова